Южная Осетия ч.1

Нижний Зарамаг – Рокский туннель – Тирский монастырь

Путешествие по Южной Осетии потерпело полное фиаско. Изначально планы были наполеоновские – пройти пешком всю страну, с юга на север (из долины Меджуда и прямиком до Кельского озера). Эта непризнанная республика подкупала своими красивыми горными пейзажами и относительной неизученностью среди коллег-путешественников.

К сожалению, судьба распорядилась иначе.

Во-первых, все время нашего похода в регионе была аномально плохая погода – каждый день лили жуткие дожди и стоял туман (обычно в это время жарко и ярко светит солнце). Наша группа состояла из новичков-любителей, поэтому ломить напролом по горным хребтам, в дождь и слякоть, не было никакого желания. Да и насладиться природными красотами в полной мере не получилось бы. Пришлось импровизировать на месте и разрабатывать другой маршрут. Но и эти планы сорвались…

Карта предполагаемого похода:

Во-вторых, за несколько дней до запланированного конца путешествия, в селе Едыс нас задержали погранцы и под конвоем отвезли в Цхинвал, в штаб КГБ. Там нас посадили в камеру, отобрали паспорта, а на следующий день судили судом за якобы незаконное пересечение погранзоны. После оплаты штрафа в размере 500 рублей нас выдворили из страны, довезя до границы Северной Осетии. Оттуда пришлось ловить попутки до Владикавказа и на этом наш несчастный “поход по Южной Осетии” закончился.

Выдворение – это не депортация и въезжать обратно в республику можно без проблем, но я решил не искушать судьбу и на этом поставил точку в изучении ЮО. Конечно жалко, что так получилось – все-таки по окончанию нашего похода у меня были планы самостоятельно поездить по другим городам и селам республики, но видимо придется осуществить эту затею в другой раз.
Таким образом, мой рассказ будет разделен на две части: сначало будет про поход по Южной Осетии, а затем про путешествие автостопом по Северной Осетии.

По поводу задержания, суда и отсидки в камере я подробно напишу в грядущих отчетах, а пока начнем с самого начала.

Прилетаю во Владикавказ и встречаюсь с Эллой и Димой Лемешевым. Дима – это наш гид в этом походе, он очень хорошо знает Южную Осетию и часто ходил по местным горам. Маршрут по которому мы собирались идти был им неоднократно пройден, поэтому ничто не предвещало проблем…

Перекусываем в ресторане и едем по транскаму в Южную Осетию.

По пути обязательная остановка у скульптуры Уастырджи. Уастырджи – это божество в осетинской мифологии, которое является покровителем мужчин, путников и воинов. Язычество и христианство у осетин очень сильно переплетено и со временем, под влиянием христианской религии, Уастырджи стал ассоциироваться со Святым Георгием.

Рядом со статуей находятся минеральные источники, с большим содержанием серы. На вкус вода очень специфичная, хотя местные утверждают, что она очень полезна для желудка.

Зарамагское водохранилище.

Дорога очень живописная.

Наконец доезжаем до погранперехода Нижний Зарамаг. Это единственный переход на всей границе – он круглосуточен и непешеходен.
Погранцы мурыжат нас 40 минут. Меня среди прочего спросили знак зодиака, номер паспорта и кем он был выдан. Диму и вовсе пригласили в кабинет и начали расспрашивать, кто он такой и нахрена мы поперлись в поход. Одним словом – создают видимость бурной деятельности. Российским гражданам лучше не брать загранпаспорт – это может вызвать излишние подозрения.

Противолавинная пушка на обочине дороги.

Пройдя таможню, доезжаем к началу Рокского туннеля. Это единственная дорога, связывающая две Осетии. Работает туннель следующим образом: 30 минут машины движутся в одну сторону, потом 30 минут в другую. Сейчас он ремонтируется…

…и наш путь идет по запасному туннелю.

Проехав Рокский туннель, попадаем на южную сторону Кавказа.

Природа резко меняется и горы Северного Кавказа сменяются горами Закавказья. Вниз идет серпантин.

Надпись “Спасибо, Россия”

За серпантином, перед въездом в село Верхний Рук, находится маленький домик. Это южно-осетинская таможня. Не пропустите ее.
По правилам, они должны проверять всех приезжих и записывать в книжку паспортные данные, но на деле машины с осетинскими номерами обычно не проверяют. Не пропустите таможню. Я настоятельно рекомендую зарегистрироваться, потомучто отсутствие регистрации приведет к тому, что в случае проверки вас могут обвинить в нелегальном проникновении и еще черт знает в чем.

Наконец все формальности позади и мы едем по транскаму на юг, в сторону Цхинвала.

Между Джавой и Цхинвалом находятся разрушенные грузинские села Тамарашени, Курта, Верхнее и Нижнее Ачабети, Кехви, Кемерти, Дзарцеми и Хеити. Сейчас от них остались лишь стены. Зрелище очень мрачное и неприятное, но не все так однозначно.
Раньше этот участок транскама контролировался грузинскими военными. Осетины дорогой старались не пользоваться, потомучто постоянно были какие-то проблемы: то расстреляют машину, то отберут документы. В итоге местные стали ездить по параллельной Зарской дороге. Она не такая хорошая и ехать по ней нужно на час дольше, но зато меньше шансов наткнуться на неприятности. Хотя и этот путь был небезопасен. Далеко ходить не надо, можно просто вспомнить про расстрел осетинских беженцев на Зарской дороге, в результате которого грузинские военные в упор расстреляли 36 людей (преимущественно стариков, детей и женщин).
Местным эта разруха по пути в Цхинвал тоже не нравится, но прежнее положение вещей ни у кого ностальгии не вызывает.

Карта с обозначением зон контроля.
После войны 2008-го года вся территория контролируется русскими и осетинами.

За 4 км до Цхинвала сворачиваем на сельскую дорогу и едем в Тирский монастырь.

По пути в монастырь проезжаем несколько разрушенных грузинских сел. Разруха опять напрягает, но в остальном, это очень приятное и умиротворяющее место.
В церкви периодически проходят богослужения.

Про происхождение монастыря есть много версий, но скорее всего он был построен армянами по заказу грузин. Кстати, за все время путешествия по Осетии (южной и северной) я почти не встречал древних осетинских церквей. Все больше – святилища, родовые башни и иногда церковный новострой.

Ставим палатку – ночевать будем здесь.

Нас услышал Алан – житель из села Монастэр, что находится чуть ниже по склону. Ужин прошел у него в гостях.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии