Во второй части обзора лучших американских вестернов я перехожу к позднему периоду — к эпохе т.н. «ревизионистских вестернов». Ревизионистские вестерны от вестернов обыкновенных отличались тем, что многие традиционные компоненты и темы жанра менялись и переосмысливались. Положительные герои сменились на более сложных и неоднозначных персонажей, а граница между добром и злом стала постепенно стираться. Я уж не говорю про то, что 60-е годы с ЛСД, хиппи и прочими радостями жизни сильно повлияли на этот традиционный жанр.
Иными словами, ревизионистские вестерны наиболее близко подошли к итальянской продукции, а потому смотреть их очень интересно.
Первая часть доступна здесь.
Итак, топ 10. Порядок значения не имеет.
1)
Ride in the Whirlwind (1966) / The Shooting (1966) реж. Monte Hellman
Обзор начну с одного из талантливейших режиссеров своего времени — Монте Хеллмана.
Если бы мир был справедлив, он бы сейчас по праву занимал одно место наряду с Копполой, Скорсезе и прочими всемирно признанными режиссерами.
Про эти два фильма всегда пишут вместе, потомучто обе картины были сняты back-to-back, в кратчайшие сроки и за сущие копейки. К сожалению банкротство французской студии поставило жирную точку на дистрибьюции в Штатах и про фильмы забыли на долгое время. А между тем, это революционные картины, в которых режиссер впервые скрестил вестерн и психоделию. Обычно я не люблю подобное экзистенциальное кино, но в этих фильмах Хеллман ближе всего зашел на территорию кислотных спагетти-вестернов, типа Four of The Apocalypse (1975) Фульчи и Django Kill (1967) Квести.
Ride in the Whirlwind (1966)
Трое ковбоев останавливаются на ночной отдых в отдаленной хижине, служащей укрытием для скрывающейся от закона банды. Утром ранчо окружают линчеватели и принимают их за бандитов. Теперь ковбои вынуждены спасаться бегством.
Шикарный фильм, в котором очень хорошо показано субъективное восприятие реальности и понятий добра/зла.
The Shooting (1966)
Бывший охотник за головами Уиллет Гашаде приезжает на рудник в поисках брата, но встречает только своего друга Коулса, обезумевшего от страха и паранойи. Коулс объясняет, что его брат натворил дел и теперь им всем придется за это отвечать.
Потом появляется загадочная девушка. Она нанимает Гашаде, чтобы тот провёл её через пустыню. В пути Уиллет начинает понимать, что они кого-то преследуют…
Один из самых сюрреалистичных американских вестернов. Сюжет здесь отступает на второй план, важна атмосфера.
Фильм напоминает медленное погружение в ад: главные герои против своей воли оказываются втянуты в мутную историю и вынуждены обреченно идти по следу неизвестного человека. Фатализм и злой рок чувствуются буквально в каждом кадре и ничем хорошим эта погоня точно не может закончиться…
2)
Hombre (1967) реж. Martin Ritt
Пол Ньюмен играет белого парня по имени Джон Рассел, воспитанного индейцами. Он ассоциирует себя исключительно с коренными американцами и презирает белое общество, в котором ему приходится существовать. Общество в свою очередь презирает его, считая человеком низшего сорта.
И вот герою достается в наследство гостиница, которую он сразу же решает продать, чтобы купить табун лошадей. Этот поступок оставляет безработными многих людей, следящих за гостиницей, лишь усугубляя ситуацию. Рассел уезжает из города на дилижансе, но в пути их повозку грабят. Пассажиры, до того презирающие индейское происхождение Рассела, оказываются в ситуации, когда только он может помочь выжить им в пустыне.
Сложно придумать более ревизионистский вестерн. Индеец здесь мало того, что главный герой, но чуть ли не единственный положительный персонаж!
Фильм адаптирован по одноименной книге Элмора Леонарда, в которой автор ставит главного героя ставят перед сложным моральным выбором — помочь ли людям, которые еще совсем недавно презирали тебя всей душой или остаться безучастным. Но если закрыть глаза на творящуюся несправедливость, то можно ли называть себя человеком?
Этот вестерн не просто очеловечивает индейцев, но и разносит в пух и прах расизм и прочие предрассудки общества.
3)
The Wild Bunch (1969) реж. Sam Peckinpah
1913-й год, приграничный район Техаса и Мексики.
Главные герои повествования — шайка безжалостных головорезов под названием «Дикая Банда». Главарь банды Пайк Бишоп хочет завязать с опасным ремеслом, провернуть одно последнее дело и уйти на покой.
Бандиты переодеваются в военную форму и нападают на офис железной дороги в небольшом городке. Однако там их ожидает засада, организованная бывшим сообщником Пайка, Дейком Торнтоном.
В перестрелке погибает значительное количество жителей города, а также несколько человек из банды Пайка. Когда бандиты делят добычу, выясняется, что их обманули — вместо денег в мешках стальные шайбы…
Уходить на покой с пустыми карманами никто не хочет и потому банда решает тряхнуть стариной еще один раз и сорвать крупный куш.
Классика жанра. Один из самых жестоких вестернов всех времен и народов, под завязку забитый насилием, погонями и перестрелками.
В Дикой Банде, как и почти во всех своих вестернах, Пекинпа затрагивает тему перемен, происходящих с Диким Западом. Главным героям нет места в современной Америке и они хорошо это понимают. Времена изменились, но они меняться не хотят, да и уже не смогут. И потому каждый из героев несет на себе печать обреченности. Пекинпа любуется этими архаичными персонажами, но не идеализирует их. Перед нами предстает довольно одиозная кучка бандитов, которых преследует не более приятная банда наемников, оказавшихся по другую сторону закона лишь по воле обстоятельств.
Несмотря на то, что деление на «хороших» и «плохих» в картине очень условное, режиссер особенно подчеркивает моральное превосходство постаревших бандитов, придерживающихся своего внутреннего кодекса чести.
Чем закончится фильм, в котором сталкиваются старый и новый мир, понятно буквально с самого начала, но кровавая бойня, которую устраивает Пекинпа под самый конец, превосходит все самые смелые ожидания.
4)
Bad Company (1972) реж. Robert Benton
Двое друзей отправляются на Запад — один, чтобы избежать призыва в армию, а второй просто бродяжничает. На пути им встречаются караваны переселенцев, бандиты и охотники за головами. Вместе они пытаются выжить и найти себя в этом суровом мире.
Очень красивый (за камерой легендарный оператор Гордон «Принц Тьмы» Уиллис) и медитативный вестерн.
Вместо типичного пустынного пейзажа, здесь бескрайние поля с отцветшей травой, а Дикий Запад представлен как суровая, непрощающая ошибок территория, на которой царит голод и беззаконие. Демифологизация Дикого Запада происходит не только на экранах, но и на глазах главных героев. Они постепенно понимают, что романтичная жизнь бродяг не так сладка и безмятежна, как им представляется и дорога преподаст еще много жизненных уроков.
5)
Little Big Man (1970) реж. Arthur Penn
Это наверное самый яркий представитель жанра ревизионистского вестерна.
Эпичный фильм про непутевого паренька, которого за свою долгую 120 летнюю жизнь, судьба тесно связала как с индейцами, так и с белыми.
Одна из первых попыток рефлексии на тему геноцида индейцев в американском кино, а также первый вестерн, изображающий индейцев исключительно в положительном свете.
В том же году на экраны вышел намного более жестокий и бескомпромисный фильм на эту тему — Soldier Blue (1970), но излишняя контрастность в повествовании явно не пошла ему на пользу и лишь озадачила зрителей. Артуру Пенну удалось соблюсти идеальный баланс: скрестить в одном фильме юмор и трагедию, рассказав удивительную историю жизни маленького человека, попавшего в водоворот истории.
Знаковая картина как для жанра вестерна, так и для кино 60-х годов в целом.
6)
Valdez Is Coming (1971) реж. Edwin Sherin
Влиятельный богач Фрэнк Таннер обманом заставляет старого шерифа Боба Вальдеса убить человека, ошибочно обвиненного в преступлении. Когда правда выходит наружу, Вальдес пытается хоть как-то исправить положение и собрать деньги для вдовы убитого. Он считает, что по справедливости оплатить долг должен заказчик — Таннер. Но вместо этого Таннер прилюдно унижает Вальдеса, привязывает его к кресту и отправляет в пустыню на верную смерть.
Чудом выживший Вальдес, отлеживается на ранчо друга и начинает мстить своим обидчикам. В одиночку он противостоит целой банде, но намерен во что бы то ни стало получить причитающиеся вдове деньги.
Очередная экранизация вестерн-романа Элмора Леонарда сделана в его фирменном стиле: полная саспенса история о мести, которая ни на одном сюжетном повороте не позволяют фильму выродиться в очередное жанровое клише.
Особенно прекрасна концовка, которая удивит даже бывалых поклонников жанра. Вместо эффектной дуэли Вальдес выбирает хитрый психологический ход — унизить и выставить трусом Таннера, навсегда запятнав его репутацию.
7)
Ulzana’s Raid (1972) реж. Robert Aldrich
Очень жестокий вестерн про индейцев апачи, вышедших из резервации «на охоту» — обновить кровь в жилах и убить белых поселенцев.
Реалистичное и очень кровавое кино на индейскую тему.
Индейцы здесь представлены кровожадными и бесстрашными убийцами, но режиссер специально не пытается их демонизировать — таковы традиции и правила игры в здешних краях. Как говорится — все в мире относительно и если вспомнить то, как колонизировали Америку европейцы, жестокость апачи покажется каплей в море крови, которой залили континент белые…
8)
Walker (1987) реж. Alex Cox
Фильм основан на реальных событиях. Уилльям Уокер — реальный исторический персонаж, в 1855-м году отправившийся в разрываемый гражданской войной Никарагуа, с целью помочь одной из враждующих фракций. После окончания войны он становится президентом страны, заручается поддержкой США и постепенно превращается в кровожадного диктатора, отменяя закон о запрете рабства.
Кокс, будучи фанатом спагетти-вестернов, очень точно сумел выдержать баланс, превратив эту и без того удивительную историю в настоящее пиршество для глаз и ушей. Это очень смелая, яркая картина, незаслуженно забытая публикой.
В фильме намеренно много анахронизмов (персонажи читают Newsweek, пьют Кока-Колу, под конец идет эвакуация американских граждан на вертолете итд итп) с целью провести параллели с 80-ми годами и правительством Рейгана, помогающего Контрас. Как известно, история повторяет себя и режиссер показывает, что мы на новом витке, а воз и ныне там.
Убежденный левак Кокс в этой картине оттянулся на полную катушку, сделав первоклассную политическую сатиру. Уокер у него предстает идеалистом, убежденным в своей правоте и искренне желающим принести демократию центрально-американским варварам. Но благими намерениями вымощена дорога в ад и к концу своего правления Уокер несет лишь разрушение и смерть.
Мои политические воззрения сильно расходятся с режиссером, но нельзя не восхищаться талантом и бесстрашием Кокса.
К сожалению картина поставила жирную точку в его голливудской карьере и с тех пор Кокс так и не снял ничего выдающегося.
9)
Unforgiven (1992) реж. Clint Eastwood
Биг Виски, Вайоминг, 1880 год. В борделе происходит потасовка — два отморозка-ковбоя изуродовали лицо проститутке. Местный шериф Билл Даггетт потребовал от них отдать семь лошадей владельцу борделя в качестве штрафа и не стал устраивать суд. Но другие проститутки недовольны этим решением — их подруга навсегда осталась с изуродованным лицом и ее жизнь никогда не будет прежней. Они предлагают любому, убившему ковбоя и его друга, вознаграждение в размере 1000 долларов.
Слух о вознаграждении быстро распространяется по окрестностям. Вскоре на маленькую ферму в Канзасе, где живёт бывший бандит Уильям Манни, приезжает молодой паренёк, который называет себя Скофилд Кид. Он предлагает поехать с ним в Биг Виски, чтобы вместе убить двух ковбоев за награду.
Манни сначала отказывается, потомучто навсегда завязал с грязным ремеслом, однако после некоторого раздумья — он очень стар, жена умерла, скот болеет, у детей нет никакого будущего — отправляется вслед за Кидом.
По пути он заезжает к своему бывшему сообщнику Нэду Логану и уговаривает его присоединиться. Этой новой банде предстоит столкнуться с суровым шерифом, который твёрдо намерен не допустить стрельбы в своём районе.
Этим фильмом Клинт Иствуд навсегда поставил жирную точку в жанре американского вестерна. Джон Уэйн в свое время тоже снял прощальный вестерн — Shooter (1976), но в нем он просто закрывал главу про стрелка-одиночку, ищущего покой в изменившиеся времена. Уэйн закончил карьеру с достоинством, похоронив свое извечное актерское амплуа. Иствуд пошел дальше — он решил разделаться со всем жанром.
Уильям Манни в его исполнении — это бывший хладнокровный убийца и социопат, не жалевший ни женщин ни детей. Манни держал в страхе весь Дикий Запад, но встреченная однажды женщина, навсегда заставила его изменится. Он стал фермером и завел семью, но все сложилось совсем не так, как хотелось бы…
Шериф Литл Билл может потягаться в хладнокровии с Манни, но при этом он фанатично следует букве закона и намерен во чтобы то ни стало сохранять порядок в городе.
Здесь нету плохих, либо хороших персонажей. У каждого своя правда.
По факту получается, что хладнокровный убийца приехал в город и убил шерифа и невинных людей. Он нарушил закон, устроил резню и все это ради денежного вознаграждения. Биограф Билла, став свидетелем этой бойни, не в состоянии вспомнить в кого стреляли первым, но потом он наверняка напишет красочный рассказ о бравом ковбое Манни, восстанавливающем справедливость, либо о бесстрашном шерифе Билле, охраняющем город. Кто там теперь отделит правду от неправды?
Вот так и рождались герои и мифы Дикого Запада.
10)
Dead Man (1995) реж. Jim Jarmusch
Молодой бухгалтер Уильям Блэйк в надежде найти работу приезжает на Дикий Запад, где по воле случая ввязывается в перестрелку. Раненого в грудь, его выхаживает индеец по имени Никто, который принимает парня за своего любимого поэта Уильяма Блэйка. Пуля находится слишком близко к сердцу, поэтому нет никакой возможности ее удалить, а значит Блэйк — фактически ходячий мертвец. Никто решает помочь ему переправиться в мир духов. За голову Блэйка назначается награда в 500 долларов и с этого момента начинается его мистическое путешествие к Тихому Океану.
До этого робкий и неуклюжий паренек вдруг становится маститым стрелком, оставляя за собой трупы и увеличивая стоимость своей головы, а индеец становится его ангелом-хранителем.
После того как Иствуд похоронил жанр, снимать традиционные вестерны стало бессмысленно. Джим Джармуш завершил демифологизацию жанра, сняв этот кислотный шедевр.
Путешествие главного героя больше напоминает чистилище, в котором индеец Никто и свирепый охотник за головами Коул — это два ангела, которые борятся за его душу. Дорога к смерти превращается в дорогу к Свету — Блейк как будто перерождается, обретает просветление и единение с природой.
Невероятно красивый и поэтичный, этот фильм никого не оставит равнодушным.
А где же первая часть? Ищу, не могу найти. Трудна навигация на сайте к сожалению
Вот тут первая часть: https://khorenyan.com/2018/08/03/американские-вестерны-ч-1/
Снизу поста, под категорией movies есть уточняющий тэг top10 — там собраны все топы, которые я составлял.