Остров Сахалин. Юг.
В свое время юг Сахалина принадлежал Японской империи и назывался «префектура Карафуто». Здесь до сих пор сохранилось японское наследие, которое будет интересно редким путешественникам, добравшимся до острова.
Юг Сахалина населен гораздо плотнее, ловить машины проще.
Дорога от Поронайска до Долинска проходит вдоль берега и довольно красива: на горизонте сопки, под боком Охотское море.
Автостоп на Сахалине великолепный. Можно очень быстро доехать в любую точку острова.
Я стопил на одной из позиций, где велись дорожные работы. Водитель грузовика высунулся из окна и предупредил меня, чтобы я был осторожен – он как раз видел здесь медведя два часа назад.
На Сахалине действительно огромное количество медведей и здесь к этому относятся очень серьезно. Постоянно всплывают новости о том, что медведь задрал какого-то грибника. В этом году было еще опаснее, потомучто рыба не пошла и медведи стали выходить в села.
В качестве отпугивателя некоторые используют вот такой горн:
Я купил свисток, но мне один из водителей сказал, что это полнейшая глупость. Он слышал историю как какой-то мужик приехал на речку ловить рыбу и увидел здоровенного медведя. Мужик пулей добежал до ближайшей сопки, достал свисток и давай в него свистеть. Медведь на него смотрит как на полнейшего дебила – забрался какой-то хрен на сопку, да свистит – продолжил еще немного ловить рыбу, огляделся по сторонам, да и ушел обратно в лес.
Отсутствие рыбы в этом году увеличило концентрацию медведей, зато снизило количество гаишников на дорогах. Я за все время не встретил ни одного мента.
Дело в том, что на Сахалине водится рыба калуга, но ее отлов строго запрещен законом. Калуга занесена в Красную Книгу и дает черную икру, которая стоит больших денег. Влепить уголовную статью могут даже если просто найдут кусок рыбы в холодильнике!
Нет лова – нет смысла патрулировать дороги.
При этом каждый второй водитель рассказывал мне как браконьерствовал и ловил калугу с горбушей. Вечная сахалинская история – надо либо нарушать закон, либо воровать по месту работы, иначе ничего не светит в этой жизни. Мне было сложно винить этих людей, видя то, как правительство кладет хрен на остров и его жителей.
Мой следующий пункт назначения – Бухта Тихая, расположенная рядом с ж/д станцией Тихая.
На Сахалине до сих пор используется узкоколейная железная дорога – «подарок» от японцев.
Идет процесс перешивки c японской на русскую колею. Работы обещают полностью завершить в 2020-м году, но это видимо случится гораздо позже.
Бухта Тихая
Чуть южнее в поселке Взморье есть ж/д остановка на которой можно купить разных яств. Излюбленное место дальнобойщиков.
Сахалинский краб.
Рядом еще продавалась монструозная черника размером с вишню.
Во Взморье сохранились ворота Тории. Их устанавливают перед японскими святилищами и храмами.
Я перебираюсь на западный берег в город Томари (японская топонимика частично сохранилась).
На въезде в город тоже остались ворота Тории.
А также стела «Сэнсо кинэнхи».
Рядом заброшенный завод, построенный японцами.
Дорога вдоль западного побережья очень живописная. Параллельно ей проходит узкоколейка, периодически ныряющая в туннели.
Машин мало, автостоп медленный.
По пути в Холмск можно заехать на мыс Слепиковского, где стоит японский маяк.
Дорога до маяка проходит через заброшенный японский аэродром.
Дальше дорога утопает в песках и полях шиповника.
Проезжала машина. Паренек очень удивился и порадовался тому, что я приехал на Сахалин с другого конца России. Он оказался моряком и так охарактеризовал посещение Японии: «Вот они молодцы: хорошие, вежливые люди. Не то, что у нас быдло сраное.»
А вот и японский маяк 1934-го года постройки на берегу безлюдного пляжа.
Памятуя о злых собаках у маяка на мысе Жонкиер, я решил близко не подходить.
Вот и все что осталось на Сахалине от японцев. Это конечно не считая нескольких маяков, раскиданных по острову, узкоколейки из Холмска в Южно-Сахалинск (об этом ниже) и пары полуразрушенных бункеров где-то на 50-й параллели. Скудно, но есть что посмотреть.
Мне кажется, что если бы Сахалин до сих пор был разделен на две части, на японской стороне было бы чисто, опрятно и стояли небоскребы. А на русской было бы также как сейчас (либо еще хуже).
Портовый город Холмск очень мил, красив и многоярусен. Его бы привести в порядок, да подрихтовать и вообще было бы замечательно:
На верхнем ярусе есть даже японское кладбище
Невельск.
Небольшой, вытянутый вдоль побережья городок.
Из Невельска можно уехать на самую южную часть Сахалина – Мыс Крильон.
Там расположена метеостанция, маяк и войсковая часть, а в хорошую погоду видно Японию. Добраться до туда можно только на джипах.
Ну и напоследок расскажу про самое интересное японское наследие острова.
Из Южно-Сахалинска в Холмск ведет заброшенная ж/д линия, построенная в свое время японцами. Она проходит по очень живописным местам: много туннелей, высоких мостов, а вокруг живописные сопки. В свое время это был самый красивый железнодорожный маршрут в России. Сейчас по нему можно пройти только пешком. Все 84 км преодолеваются за 2-3 дня, но я выбрал небольшой кусочек со стороны Холмска и немного погулял вдоль путей.
Если кому интересно, рекомендую почитать этот отчет о ее прохождении.
Рано утром в Холмск прибывает дизельный японский поезд.
Конечная остановка – «77 км». Дальше начинаются ржавые рельсы.
Костерище. Маршрут популярен у туристов.
Чертов мост.
Впереди туннель длинной 870 метров. После выхода из туннеля железнодорожное полотно делает петлю и резко уходит на холм на высоту примерно 40 метров.
Дорога вся заросла травой.
В туннелях надо включать налобный фонарик.
Где-то рельсы полностью разобраны
Кто-то оставил в туннеле фонарь.
Ведьмин мост.
Он явно горел и идти по нему опасно. Можно было конечно пройти по железным балкам с краю, но я побаиваюсь высоты. Судя по отчетам, дальше все равно ничего интересного не будет: до деревни Чапланово ведут полуразобранные железнодорожные пути, заросшие травой. Мосты и красивые виды начинаются за Чапланово, но я туда и не планировал идти. К тому же медведи.
В общем развернулся я и пошел обратно.
Добрел до остановки «77 км» и по путям вышел на трассу.
Дальше были попутки и вот я снова в Южно-Сахалинске.
К этому моменту мне как раз сделали разрешение на посещение Курил и через пару дней я отправился покорять Кунашир.