Сахалинская область ч.3

Кунашир

Поездка на Курилы получилась очень удачной. Звезды, что называется, сошлись и все прошло как по маслу.
Мне удалось посетить лишь один остров – Кунашир, на остальные банально не было времени. Самолеты туда забиты на месяц вперед, так что остаются лишь теплоходы, на которые не факт, что купишь обратные билеты. То есть на Курилы то вы уплывете, а вот обратно вернуться могут быть проблемы, потомучто билеты продают только при посадке.

Я ради интереса сунулся в пару турфирм в Южно-Сахалинске, но там все было забито на несколько недель вперед. Если заказывать тур, то проблем вернуться наверное не будет, а вот самостоятельные туристы могут застрять на островах.

Курилы являются пограничной зоной и для того, чтобы их посетить нужно оформлять пропуск. Вся процедура занимает примерно неделю для граждан России. Покупая билеты на Кунашир я пересекся с узбекскими гастарбайтерами, которые ждали свои пропуска целых три недели.

Из Корсакова до Кунашира плыть 18 часов. Несмотря на то, что море было спокойное, меня впервые в жизни укачало на корабле. Начало мутить, появилась дезориентация, а потом меня вырвало недавно съеденным обедом. Я купил таблеток у девушки-администратора, которая заверила меня, что это не сонники. В итоге через полтора часа меня вырубило и я заснул в одежде.
Проснулся я рано утром; мы как раз подплывали к острову, опережая график на 4 часа.
Мне повезло – все два дня на Кунашире стояла солнечная погода, такое здесь бывает нечасто.

Южно-Курильск приятно удивил.
Я ожидал увидеть полнейшую разруху, но в Курилы явно вкладывают деньги. Я даже пару раз встречал людей, которые недавно переехали сюда жить и работать.

Яблочки южно-курильские. Обратите внимание на цену.

Другие цены: бананы – 150 рублей, помидоры – 230 рублей, огурцы – 160 рублей.
Как правило фрукты в магазинах очень непрезентабельного вида, потомучто их никто не покупает.

Я поселился в гостинице, которую построили в 99-м году при поддержке японского правительства. Здесь останавливаются японские туристы, а когда их нет, есть возможность дешево переночевать гражданам других стран. Но когда приезжают японцы, всех гайдзинов отсюда выгоняют.
На меня моментально повеяло моей любимой Японией:

Даже розетки дублируют.

Погуляв по Южно-Сахалинску, я решил поискать какую-нибудь туристическую контору. Я знал названия мест, которые хочу посетить, но совершенно не представлял как до них добраться. Выяснилось, что турфирм на Курилах нет в принципе. Всю информацию по гидам и организаторам надо пробивать заранее по интернету.
Я естественно ничего заранее не готовил и понадеялся на авось. Проходя мимо гостиницы Айсберг я увидел группу туристов, собирающихся в дорогу. Переговорив с их гидом, я за небольшую плату вписался к ним в компанию и мы отправились смотреть главное природное чудо Кунашира – мыс Столбчатый.

Наш гид – Юра. МЧСник и просто классный мужик, в свободное время подрабатывающий проводником для туристов. Он мне потом очень сильно помог, нарисовав карту прохода к вулкану Менделеева.

Путь к Столбчатому начинается с экотропы, расположенной на 17 км дороги.

На пути много экзотичных растений, которые произрастают только на Курилах. Юра постоянно останавливается и рассказывает про каждый цветок, каждый листочек.

У Юры с собой защита от медведя:

Остров малюсенький, а медведей здесь огромное количество, поэтому к медвежьей угрозе относятся еще серьезней, чем на Сахалине.

Источники.

Пляж.
Земля на горизонте – это Япония, остров Хоккайдо.

Чтобы добраться до Столбачтого, нужно идти по кромке скал.

И вот наконец мыс Столбчатый – главная достопримечательность Кунашира.
Перед нами скалы вулканического происхождения, которые растрескались после остывания лавы в виде шестигранных каменных столбов. В мире такое чудо природы встречается только в Исландии, Ирландии, Армении и на Кунашире.

Без преувеличения, одно из самых красивых мест в России.

Выглядит как будто кто-то сюда приходит ночью и достраивает (либо разбирает) мыс, а шестигранные камни – это строительный материал.

Переход к следующей точке.

Посмотрите на эту фактуру. Можно вечно любоваться этими природными узорами.

Красота!

Показались дачи, выходим на дорогу до Южно-Курильска.

Рыбалка в самом разгаре. Горбуши у берегов огромное количество.

Утром следующего дня ребята планировали восхождение на вулкан Тятя и я хотел к ним присоединиться, но выяснилось, что поход займет два дня, а мне послезавтра надо возвращаться на Сахалин. Можно было задержаться на острове подольше, но была вероятность застрять из-за неудобного расписания теплоходов.
Вместо Тяти я отправился смотреть две другие достопримечательности.

Сначала Чертов палец.

Вдалеке виднеется еще какой-то безымянный кеккур.

А затем Вулкан Менделеева.

Желающих посмотреть вулкан не было, поэтому пришлось идти в одиночку.

По пути встретилась лиса.

Старая японская тропа заросла бамбуком и едва различима. Найти путь бывает очень сложно. Меня выручала карта, нарисованная Юрой.

В некоторых местах натянута веревка.

Через два часа вышел на фумарольное поле, расположеное у подножия вулкана Менделеева. Поле воняет серой и усеяно дымящимися сольфатарами, которые постоянно пыхтят и извергают горячий пар.

Этот сольфатар вообще напоминает портал в ад.

Можно не ограничиваться одним лишь полем и продолжить путь на вершину вулкана, но я решил что с меня на сегодня хватит. За час спустился к подножию вулкана и вышел на дорогу стопить машину в Южно-Курильск.
На дороге работали гастарбайтеры из Центральной Азии, которые очень удивились моему одиночному восхождению и спросили не боюсь ли я медведей. Я ответил, что боюсь, но пропустить фумарольное поле никак не мог.

Вот такие Курилы

На обратном пути в моей каюте собралась интересная компания: один мужик из Алтая и пара ребят из иркутской области (города Зима). У них у всех была одинаковая история.
Они купились на обещания о большой зарплате на Сахалине и отправились на другой конец России за длинным рублем. Доехали по железной дороге до Ванино, потом на пароме переправились на остров и тут внезапно выяснилось, что их рабочее место совсем не здесь, а на Курилах – на острове Шикотан. На Шикотане их поселили в грязной общаге, а работа и условия труда оказались совсем не те, на что они рассчитывали и что было прописано в договоре.
С острова в буквальном смысле слова пришлось бежать. Шикотан – малюсенький клочок земли, в основном населенный погранцами, и чтобы оттуда уехать надо получать пропуск. Местные работадатели обманули уже не один десяток работников и хорошо наладили отношения с пограничниками, поэтому действовать пришлось быстро и решительно.
Они по быстрому, пока не видит начальство, получили разрешения, потом втайне заказали такси до порта, чтобы их никто не увидел с чемоданами и бегом на теплоход. Слава богу места в наличии были, поэтому удалось уплыть. Люди, знакомые с местными реалиями, рассказали, что они вовремя оттуда сбежали, иначе пришлось бы застрять там минимум на пару месяцев (а то и больше).
Это прямо тюрьма какая-то! Представьте: оказаться зажатым между начальством завода и пограничниками на маленьком острове, на отшибе страны. Тут и в суд то толком не подать и не уехать…
Денег на обратную дорогу после этой авантюры у них не осталось, поэтому в ближайшие месяцы ребята планировали найти подработку в Холмске.

Вот такие контрасты. С одной стороны – неземная красота Курил, а с другой – такие жуткие истории.