Сары-Таш – Ош
Уехать из Мургаба в Киргизию оказалось не так просто.
Цивильным путем добраться до Оша не составляет труда. Достаточно прийти на базар за день до отправления и договориться с водителем. Цена вопроса – около 120 сомони за место в машине на 5 человек.
А вот с автостопом дела обстоят печально – траффик на Ош почти отсутствует. Местные рассказали, что попутку есть смысл ждать только до 14:00. Таджикская погранзастава закрывается в 20:00, поэтому после 2-х часов в Ош уже никто не едет.
Я просидел у обочины до 13:00, пока наконец не проехал грузовик, везущий товары в Ош. Водитель отказался ехать бесплатно. Я немного поторговался, чуть-чуть сбил цену и залез на заднее сиденье.
Решено было ехать до Сары-Таша. Все-таки автостоп – замечательная штука, но ждать еще 2-3 дня меня совершенно не прельщало. Время дороже.
Поехали:
Столбы справа – это китайская граница.
Проезжаем перевал Ак-Байтал (4655м) – наивысшую точку памирского тракта.
В кишлаке Каракуль меня накрыла горная болезнь: дышать стало тяжело, началась одышка, голова трещала по швам и все вокруг было как в тумане. Я все не мог понять откуда у меня могла появиться горняшка – акклиматизацию я проходил постепенно, “лесенку” делал, да и в Мургабе чувствовал себя замечательно. Но у каждого человека высота переносится по разному и видимо предыдущей акклиматизации оказалось недостаточно для моего организма.
К тому же пару дней назад я простыл (видимо меня продуло, когда я сидел на трассе и бегал в туалет после отравления) и это тоже наложилось на горняшку. Результат получился ужасающий – я до самой Киргизии чувствовал себя раздавленным в лепешку.
Каракуль – крайне депрессивное место. Такое ощущение, что из этого кишлака высосали всю жизнь
Здесь есть одноименное озеро, но и оно выглядит абсолютно мертвым
На киргизской границе мне приходит смска “Добро пожаловать в Швейцарию”. Логично, Киргизия – тоже горная и красивая страна, вполне себе СНГ-шная Швейцария. Потом приходит смс “Добро пожаловать в Киргизию”, потом снова “в Швейцарию” и так еще раза 3.
Наконец мы подъезжаем к поселку Сары-Таш. Я к тому времени уже был никакой, несмотря на то, что мы опустились до высоты 3000 м над уровнем моря. Все-таки памирский тракт основательно меня потрепал.
Выйдя из кабины, я почти сразу наткнулся на местного жителя Курманбека. Силы меня покидали, поэтому я напрямую спросил можно ли у него переночевать. Он очень обрадовался и рассказал, что буквально неделю назад у него гостили две девушки из Москвы. Я заметил, что Курманбек какой-то не очень адекватный – оказалось, что он в эти дни бухал.
Перекусив, я принял 1000мг парацетамола и вырубился под включенный телевизор – Курманбек ночевал рядом.
На следующий день мне стало значительно лучше и я решил прогуляться по селу. Хозяин куда-то ушел, в доме никого не было и даже еды не удалось найти.
Сары-Таш во всей красе.
Сунулся в несколько кафешек и один гестхаус, но они все оказались закрыты.
Через пару часов Курманбек вернулся и сказал, что скоро приедет его родственник и подбросит меня до Оша. Напоследок он попросил его сфотографировать и прислать фотографии по почте. По приезду я так и сделал – надеюсь письмо дошло.
В Ош мы ехали примерно 4 часа. Дорога красивая, правда я по пути не фотографировал.
На въезде в Ош я вышел и вдруг услышал “деньги плати”. Ничего себе поворот! Я начал ссылаться на Курманбека и предлагал ему позвонить (он по пьяни видимо не объяснил родственнику, что я езжу автостопом). Водитель понял, что этот спор может затянуться и поехал дальше по своим делам в Узбекистан.
На руках у меня были лишь таджикские сомони (их по пути негде поменять, даже в Сары-Таше!) и таксисты отказались везти в город. Поэтому я снова задействовал автостоп.
Словами не передать какой ощущаешь контраст, когда спускаешься из суровых, безжизненных гор Памира в зеленый и знойный Ош. На каждом углу – чайхана, везде магазины, а под боком огромный рынок. Это изобилие по-настоящему замечаешь только тогда, когда провел время вдали от цивилизации, на памирском плато, где вообще ничего не растет.
Я заселился в Osh Guesthouse. Это самое дешевое жилье в городе, которое держат ортодоксальные мусульмане.
Например, на кухне висит бумажка с запретом хранения свинины:
Там же я повстречался с двумя американцами из Питтсбурга – Стивеном и Джастином. Они оказались преданными христианами и попросили хозяев гестхауса устроить религиозные дебаты: обе стороны расчехлили Библию, Коран, достали ноутбуки и начали обсуждать тонкости и различия двух религий. Я слушал вполоборота, восполняя информационный голод через интернет. Дебаты получились не очень эффективными, но наблюдать за этим процессом было любопытно.
После дебатов я немного поговорил с американцами и мы сошлись на нашей любви к Рейгану и республиканской партии.
Итак, Ош.
Я не планировал здесь задерживаться, но надо было “залечить раны” после Памира.
Ош, как и любой азиатский город, интересен своим базаром – огромным, колоритным и довольно запущенным.
Фактически, вокруг базара сосредоточена вся жизнь Оша.
На базаре есть бильярд.
Это по-моему фишка Центральной Азии – устанавливать бильярдные столы в самых необычных местах (см. Душанбе).
Сам по себе город ничем особенным не выделяется – типичный азиатский бардак
Памятник советским водителям, покорившим Памир
Трехэтажная юрта
Сулейман-гора.
С нее открываются канонические виды на Ош.
Такое ощущение, что 80% города составляют вот такие плотные махалля.
С виду все вроде бы спокойно, но в 2010-м году здесь была страшная резня между киргизами и узбеками.
Через пару дней я наконец пришел в себя и выдвинулся на север страны.
Автостоп в Киргизии потрясающий. Трасса Ош-Бишкек проходится за один день – в 8 утра выехал, в 10 вечера приехал.
Я сменил около семи попуток, пока наконец не застопил американский грузовик, на котором доехал почти до самого Бишкека. Я никогда на них до этого не ездил на американских фурах, а тут вот выдался шанс. Это просто чудо техники! Они удобные, комфортные и дорога совсем не в тягость как после нашего Камаза. Одним словом – мечта дальнобоя.
Эрнияз был очень рад подобрать автостопщика
Дорога горная и очень живописная
Поднимаемся на перевал Тёо-Ашуу
На перевале построен туннель, который работает попеременно: сначала пускают машины в одну сторону, потом в другую.
Иногда дальнобойщик может задержаться и ехать становится крайне проблематично:
Спускаемся
Несмотря на то, что дорога в отличном состоянии, мы периодически натыкались на аварии:
Первое отличие Киргизии от Таджикистана, что бросается в глаза – на склонах гор пасется огромное количество скота. Климат здесь не такой суровый, а горы покрыты травой – это дает больше возможностей для выпасания.
Также в Киргизии почти нет горных поселков. Киргизы – кочевники, летом они уходят на горные пастбища (джайлоо) и живут в юртах, а зимой возвращаются домой на равнины.
Затемно я добрался до Бишкека. Эрнияз напоследок даже дал мне немного денег. Я долго отказывался, но тут это бессмысленно – только обидешь человека.