Q&A (1990) реж. Sidney Lumet
Я наивно полагал, что уже давно посмотрел все лучшие фильмы Люмета, пока наконец не добрался до Q&A.
Это экранизация книги бывшего судьи Эдвина Торреса, который также написал Путь Карлито.
По сюжету бывалый нью-йоркский коп Майк Брэннан убивает мелкого бандита на выходе из клуба. Брэннан – опытный, проверенный временем полицейский и в отделе никто не сомневается, что он поступил правильно. Даже если это была ошибка, не так страшно: одним мелким гангстером будет меньше, а Нью-Йорк лишь станет чище. Внутреннее расследование обстоятельств смерти поручают молодому и наивному юристу Элу Фрэнсису, надеясь поскорее закрыть дело и замять инцидент. Но во время формального дознания, в деле всплывают все новые обстоятельства убийства, и вот уже Фрэнсис начинает сомневаться в истинных мотивах Брэннана.
Представьте – фильм, полностью уходящий корнями в 70-е годы, режиссер снял аж в начале 90-х! Не мудрено, что картина затерялась в анналах истории и мало кто ее видел. Адаптацию книги пришлось ждать 13 лет, но в результате мы получили одну из лучших картин Люмета. Излюбленные мотивы режиссера здесь раскрылись с новой силой: это очень мрачное и неполиткорректное кино про коррупцию, гомофобию и расизм в NYPD.
К тому времени мало кого можно было удивить медитативным нео-нуаром про коррупцию и порочность человеческой натуры, но Q&A на фоне других фильмов выделяется абсолютно гениальной ролью Ника Нолти. Майк Брэннан в его исполнении – это брутальный и безжалостный коп снаружи, но при этом скрытый гомосексуалист внутри. Он искренне верит в свою правоту, но по своей аморальности и беспринципности запросто может потягаться с Харви Кайтелом из Плохого Лейтенанта (1992).
Не отстает от Нолти и его коллега – Арманд Ассанте, в роли флегматичного пуэрто-риканского мафиози, который хочет завязать с делами и уйти на покой. Получилась очень необычная актерская дуэль: оба актера ни разу не появляются на экране вместе, но я считаю, что они сыграли здесь свои лучшие роли в кино.
Потрясающий криминальный триллер и очень незаслуженно забытая картина.