Китай ч.1

Куньмин – Лицзян

Вместо набивших оскомину маршрутов по Пекину, Сианю и Шанхаю я решил сконцентрировать свое внимание исключительно на южных провинциях.
Юг Китая по праву считается самым красивым регионом в стране, а местная природа действительно поражает воображение. Также на юге проживает большая концентрация малых народностей со своей уникальной культурой, языком и красивыми, аутентичными деревушками.

Должен признаться, что к Китаю я подготовился довольно плохо. Я ничего заранее не покупал и не бронировал, лишь наметив примерный маршрут моего путешествия.
Эта легкомысленность обернулась проблемами при первом контакте со страной.

Самая большая трудность в Китае – это общение с китайцами.
Во-первых, китайцы не говорят по-английски. Вообще. В крупных городах еще можно встретить людей, знающих английский язык, но если отклониться хотя бы на чуть-чуть от общепринятых туристических маршрутов, вы обнаружите себя посреди города, где не будет ни одной вывески на английском языке.
Во-вторых, китайцы очень плохо понимают что вам от них нужно. Языковой и культурный барьер здесь настолько силен, что когда беседа заходит в тупик и вы отчаиваетесь объяснить, что вам нужно, китайцы берут ручку, бумагу и… внимание… пишут иероглифы! Типа – читай белая обезьяна, я тебе написал на чистом китайском.
Я уверен, что обе стороны считают друг друга полнейшими дебилами, но проще путешествовать от этого не становится.

Я настоятельно рекомендую перед поездкой обзавестись карточками с самыми необходимым фразами и словами. Поверьте – это будет совсем не лишним, ибо на пальцах с китайцами объясниться довольно проблематично.

Внешний туризм в Китае развит не сильно. По стране путешествуют в основном сами китайцы. Белых почти не видно, поэтому местные постоянно со мной фотографировались. Напомнило Индию – там ты тоже достопримечательность и частый объект фотографий.

Еще один интересный момент касается оплаты товаров/услуг. Помню как на мой вопрос “how much?” продавщица показала крестик пальцами. Я впал в легкий ступор и попросил написать на бумажке сумму.
Оказывается, что в Китае цифры от 1 до 10 показывают при помощи жестов:

Прилетев в Куньмин я разменял деньги, сел в автобус и поехал в центр города. Сгущалась ночь и я понял, что самостоятельно найти намеченный хостел будет крайне проблематично. Я поймал такси, показал адрес и мы поехали по ночному Куньмину. Ничто не предвещало проблем, но через некоторое время я заметил, что водитель бессмысленно нарезает круги по городу и все никак не может найти нужный мне хостел. Наконец мы остановились у пустыря:
– Приехали!
– ?
Оказывается, что хостел… снесли! Еще год назад он благополучно стоял на своем месте, но видимо таковы обстоятельства китайского строительного бума, что проще (и дешевле) разрушить и построить что-то новое, нежели сохранить старое. Я хотел было направить водителя в другой бэкпекерский отель, но он с типичной китайской сообразительностью не понимал, что я от него хочу. Я пытался позвонить по телефону, укзанному в путеводителе и попросить администратора объяснить непутевому таксисту дорогу, но номера не работали (в последствии это подтверждалось много раз – ни один телефон, указанный в Lonely Planet и Wikitravel не работал).
Я препирался с таксистом минут 20 и тот наконец решил отвезти меня в ближайшую гостиницу на свой выбор.

Место оказалось очень неплохим, но гораздо дороже, чем тот хостел, что я планировал. На дворе была ночь, поэтому сил искать другие варианты у меня уже не было.

Вид из окна:

Куньмин – типичный китайский город: шумный, суетливый и невероятно скучный.
В первые дни пребывания я все время вспоминал Индию. Это тоже перенаселенная страна и там тоже жуткая суета, но индийский хаос какой-то более понятный и простой, нежели китайский.

На городских автобусах можно ездить бесплатно, если показать водителю кошелек с отсутствием мелочи. Обычно спорить с белым варваром никто не будет и вам просто помашут рукой, мол, хрен с тобой, проходи.
Таким макаром я доехал до железнадорожного вокзала, купил в автомате билет до Лицзяна (вотчина народности Наси) и приготовился к долгому дневному переезду.

Поезд.

Едешь в китайском поезде, а за окном нескончаемая череда сел, заливных полей, парников, заводов и городов с огромными небоскребами.
Китайцы – молодцы, очень трудолюбивый народ и знают как обустроить собственную территорию. Жизнь бурлит на каждом квадратном сантиметре.

Причем, тут не видно той бедности, что встречаешь на каждом шагу в Индии. В Китае как-то все цивилизованно: люди хорошо одеты, у всех смартфоны, да и трущоб почти не видно. Удивительно!

Бесплатный кипяток здесь буквально на каждом шагу, поэтому у каждого китайца есть вот такая емкость для чая:

Где-то за час до прибытия ко мне подсел китайский паренек, решивший поупражняться в английском языке. Я был только рад – за прошедший день я буквально изголодался по английскому языку и адекватному собеседнику. Парень оказался из народности Наси и много рассказал про свой народ и китайские нравы.
Под вечер поезд прибыл в Лицзян (Lijiang).

Китайские железнодорожные вокзалы напоминают аэропорты. Лицзян не исключение:

В Лицзяне поиск жилья тоже занял долгое время. Я бесцельно бродил по витиеватым улочкам старого города, пытаясь найти хостел. Наконец я каким-то чудом его нашел и выяснилось, что хостел переименовали! Естественно, что местные жители не могли мне помочь с поисками!

Но мое раздражение и усталость быстро сошли на нет, когда я наконец осмотрелся и понял куда приехал.

Лицзян – это такой архетипичный китайский городок из фильмов Цуй Харка. Все время не покидает ощущение, что ты как будто ходишь в киношных декорациях. Кажется, что сейчас из-за угла выпрыгнет Чоу Юнь-Фат и начнутся съемки “Once Upon A Time In China 15” 😉
Красотища неимоверная!

К сожалению, китайцы превратили Лицзян в туристический аттракцион.
В обще, на примере Китая можно прекрасно увидеть чем же так плох массовый туризм. Каждая мало-мальская достопримечательность здесь обилечивается (обычно цена фиксированная – 100 юаней), заносится в какие-то китайские путеводители и сюда буквально нахлынывает толпа туристов. В каждом, буквально каждом, китайском городке/деревне вы встретите местных туристов.
Естественно, что ни о какой аутентичности речи быть уже не может.

В Лицзяне теперь каждое здание занято гостиницей, рестораном, либо сувенирным магазинчиком. Все они выглядят на одно лицо.

Вот например маленький чайный магазинчик (один из тысячи).

Интересный момент: что касается ресторанов и общепита, то я не заметил какой-то особой любви к чаю. Ей-богу, в Средней Азии и то больше употребляют чая, чем китайцы.

Типичный ресторанчик

Вечером в этих многочисленных кафешках и ресторанах начинаются концерты: идешь по улице и буквально из каждого закоулка слышится песня.

Вероятно, чтобы хоть как-то различать эту прорву отелей и ресторанов, хозяева придумывают им глупые названия:

Очередной дом готовится стать туристической ловушкой:

Вид на Лицзян сверху.
Средневековая застройка с характерными черепичными крышами покрывает большую площадь. Старый город огромен:

Рядом выглядывают небоскребы из нового квартала

Китай – безусловно страна собачников. Кошек я здесь ни разу не видел.

У народности Наси популярно сушеное мясо яков

Что касается еды, то гурманам в Китае – настоящее раздолье. Такого широкого выбора блюд я нигде больше не встречал.
К сожалению, я человек довольно брезгливый, поэтому с пищей не экспериментировал и почти всегда ограничивался обычной лапшой. У китайцев ведь не спросить что ты ешь – они объяснить все равно не смогут, а съесть какую-нибудь гадость тоже не хочется.

В общем и целом, первые дни в Китае оказались довольно сложными и шершавыми, но я постепено входил во вкус.