На носу 9 мая и я хочу порекомендовать вам к просмотру два фильма французского режиссёра Робера Энрико. Это не совсем традиционные военные фильмы, но тем они и интересны.
Старое ружье / Le vieux fusil (1975)
Действие картины происходит в 1944 году в Монтобане во Франции. Хирург местной больницы Жюльен держит нейтралитет: он лечит как бойцов Сопротивления, так и коллаборационистов. Понимая, что скоро город освободят союзники, он отсылает свою жену и 13-летнюю дочь в глухую деревню, где его семье принадлежит древний полуразрушенный замок. А когда приезжает их навестить, с ужасом обнаруживает уничтоженную деревню, застреленную дочь и сожжённую из огнемёта жену. Нацисты все еще находятся в замке. Обезумевший от горя Жюльен расчехляет старое ружьё и ломает опоры моста, ведущего в замок. Прекрасно зная все тайные ходы замка, он начинает методично истреблять немцев.
Фильм основан на реальных событиях — 10 июня 1944 года рота войск СС разрушила деревню Орадур-сюр-Глан в оккупированной части Франции и истребила 642 жителя деревни, в том числе женщин и детей. Энрико мог бы снять что-то серьезное и трагичное в духе Иди и Смотри, но предпочел сделать военный эксплоитейшен. Готов биться об заклад, что он вдохновлялся «Соломенными Псами» Пекинпа. Филлип Нуаре как и Дастин Хоффман совсем не выглядит героем: скучный и безобидный врач-толстяк. Но пережив линую драму, этот типичный французский буржуа в корне меняется, превращаясь в расчетливого убийцу.
Ветер с востока / Vent D’Est (1993)
Фильм основан на реальных событиях. Вторая мировая война подходит к концу, генерал Смысловский с остатками Первой Русской национальной армии вермахта находит убежище на территории нейтрального княжества Лихтенштейн. Страна оказывается в сложном положении. Население крошечного Лихтейнштейна составляет около 12 тысяч человек и практически не имеет собственных вооружённых сил. Нахождение Смысловского и его солдат представляет реальную угрозу суверенитету княжества.
Дальше начинается юридическая драма. После переговоров князь лично выступает за предоставление русским статуса военнопленных, вопреки воле союзников и Советского Союза. А после и вовсе отказывается выдать СССР Смысловского и его подчинённых, мотивируя это отсутствием юридической силы Ялтинского соглашения на территории Лихтенштейна как нейтрального государства.
Фильм очень реалистичный, клюквы по минимуму. Власовцев здесь показывают не как аморальных ублюдков, а как патриотов России, глубоко презирающих Советский Союз. Тут надо сделать замечание, что сам Смысловский никогда Власова не поддерживал и всегда держался от него в стороне; его коллаборационизма это конечно не искупает, но момент важный. Также фильм интересен своим антикоммунистическим месседжем и тем как однозначно здесь противопостовляют советский режим и русских солдат. Чекистские агитаторы показаны умелыми и хитрыми манипуляторами, эксплуатирующими патриотические чувства солдат, призывая их вернуться на родину.
Фильм заканчивается грустно и предсказуемо. Генерал Смысловский и часть его людей перебираются в Аргентину, а половина солдат добровольно соглашается вернуться в СССР, где их впоследствии расстреливают.