Раскол

Раскол (2011) реж. Николай Досталь

Сериал посвящен одному из центральных событий российской истории XVII века – церковному расколу, поделившему православных христиан на никониан и старообрядцев. Реформы патриарха Никона во многом были косметическими и коснулись лишь обрядовой части религии: двоеперстие сменилось на троеперстие, был слегка изменен символ веры, крестные ходы стали проводиться против солнца, а также были отменены земные поклоны. Целью реформ было привести русские православные традиции в согласие с греческими, чтобы Москва могла в полной мере претендовать на звание третьего Рима и увеличить свое влияние в православном мире. Но реформы наткнулись на жесткую оппозицию в обществе и привели к трагичным последствиям.

Я даже не вспомню когда в последний раз с таким удовольствием смотрел российский сериал. Тем более, что такой сложный и неоднозначный период российской истории вообще не принято освещать в кино и на телевидении.
Деньги на бюджет видимо не украли, поэтому эпоха воссоздана скрупулезно и масштабно. Видно, что создатели досконально изучили исторический период. Костюмы, декорации и типажи — все выглядит аутентично и окунает в атмосферу XVII века. Это вполне себе уровень HBO. Особо отмечу актерские работы и конкретно образы патриарха Никона и протопопа Аввакума. Два абсолютных антипода, которые так и не встречаются друг с другом, но чье идеологическое противостояние идет на протяжение всего сериала.
Никон — человек решительный и сильный, желающий творить великие дела. Он без особых колебаний проводит масштабные реформы, но не терпит критики и любит свое привелигированное положение. Это впоследствии и станет причиной его низвержения.
Аввакум — аскет и консерватор, не желающий в принципе видеть каких-либо реформ. Его упрямство говорит о сильной вере, но под конец складывается впечатление, что вера его граничит с религиозным фанатизмом.

Мне показалось, что режиссер не пытался кого-то обелить или очернить. Это не агитка за или против. Времена, люди и нравы показаны отчужденно и без прекрас, поэтому как любой по-настоящему хороший исторический фильм, он, помимо художественной ценности, имеет ценность просветительскую. А вся эта история еще раз дает повод ужаснуться тому как преследовали старообрядцев (их постоянно прессовали фактически до самого распада Советского Союза) и задуматься почему же такие поверхностные и ничего не меняющие реформы так сильно раскололи общество.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии