Польша впечатлила меня больше всего в этом европейском турне. Я как-то совсем не ожидал увидеть развитую и благополучную страну. И хотя много поляков живет за пределами родины, но по самой Польше никак не скажешь, что это депрессивный край из которого люди хотят уехать.
Гданьск очень красивый. Это становится понятно уже на вокзале.
Такое ощущение, что это польский Амстердам. Городок маленький и компактный, в войну был сильно разрушен, но поляки восстановили почти все здания и вновь сделали красоту.
Тут я увидел идеальный пример того как надо проводить реновации и вообще строить в исторических кварталах. Обратите внимание как современные новостройки делают похожими на старину. Получается красиво и гармонично.
Варшава в войну была почти под чистую разрушена (частая история для Польши), поэтому смотреть тут нечего. Есть восстановленный старый город на севере, но он маленький и какой-то унылый; а так тут везде широкие проспекты и стеклобетонные офисные здания. Самое красивое, что есть в городе — это сталинская высотка в центре.
Тем не менее мне Варшава понравилась — просторная и совсем не суетная столица. Чисто, много молодежи. Везде слышна русская речь — сюда едут как белорусы за шоппингом, так и украинцы за работой.
В Варшаве я также подавался на американскую визу. Если хотите гарантированно найти русскоязычных в городе, то смело идите утром к американскому консульству — тут обязательно будут россияне. Оно и понятно, в Варшаве почти нет очередей на запись и приезжать подаваться можно почти сразу после заполнения анкеты.
Меня угораздило нарваться на административную проверку — женщину в окне смутило то, что мое образование связано с лазерными технологиями и материаловедением. А то, что я ни дня не работал по профессии и вообще никак к этой сфере деятельности не причастен никого не интересовало. Пришлось посылать на мэйл дополнительные документы и через месяц вновь приезжать в Варшаву. Визу я все-таки получил, но пришлось помучаться.
Молочный бар — это польская столовка с дешевой, но хорошей домашней едой. Тут можно здорово сэкономить.
Краков красив. Эдакая Прага на минималках. Варшава более молодежная и утилитарная, а Краков историчен, основателен и преиcполнен внутреннего достоинства.
Правда народу здесь слишком много — не продохнуть.
Кусочек еврейского квартала.
Краков безусловно прекрасен, но все-таки главное, что стоит посмотреть будучи в городе — это концлагеря Аушвиц и Биркенау.
Очень рекомендую озаботиться билетами заблаговременно, потомучто это один из самых посещаемых музейных комплексов в мире. Я успел поймать первый автобус из Кракова и подъехав к лагерю в 8 утра увидел вот такую картину:
Это примерно 4 часа ожидания, чтобы купить билет.
Когда-то это было жуткое место, в котором никто не хотел оказаться, а теперь люди наоборот хотят сюда попасть.
Посещение Аушвица и Биркенау оставило неизгладимое впечатление. Одно дело читать и смотреть про эти лагеря в кино, а совсем другое увидеть это все в живую. Настоящая фабрика смерти…
Поляки молодцы, что сохранили это место как музей — съездишь сюда и все сразу станет понятно про Третий Рейх и вообще про любую идеологию, преследующую цель создать нового человека (сюда же записываем коммунизм). И уж тем более никогда не возникнет мысли отрицать Холокост.
А в России такого нет: гулаги сравняли с землей, а всех организаторов, палачей и вертухаев, обслуживавших этот ужас даже не осудили. Вот поэтому у нас куча идиотов регулярно ностальгирует по совку и самому вкусному в мире пломбиру.
Знаменитая надпись «Arbeit macht frei».
Бараки.
Внутри показан быт заключенных.
Лестницы продавлены миллионами ног.
Канистры из под Циклона Б, которым травили людей.
Таких экспозиций здесь много: огромная куча чемоданов/очков/волос/предметов гигиены, итд итп. Это немного позволяет понять масштаб трагедии, хотя в реальности все было гораздо хуже.
Немцы ничего не выбрасывали и пускали в оборот все, что находили на трупах.
Не везде можно снимать. Меня сильно впечатлил блок 11, в котором прессовали заключенных. Там были т.н. «стоячие камеры», в которых физически нельзя было сесть и приходилось стоять. Погуглите фото — туда тяжело залезть даже в одиночку, а их набивали по четыре человека.
Газовая камера.
Через эти отверстия подавали газ.
В этих печах сжигали трупы.
Недалеко от Аушвица находится лагерь Биркенау. Он гораздо больше, а условия содержания там были еще хуже. Чтобы понять насколько все было плохо, приведу лишь небольшой факт: именно в Аушвице для идентификации заключенных использовались татуировки. По началу всех фотографировали, но выяснилось, что после месяца жизни в лагере узнать человека слишком сложно — настолько здесь были нечеловеческие условия. В других лагерях татуировки не использовались.
Вагон стоит на конечной станции, куда прибывали узники. Естественно никто из евреев и прочих заключенных не знал, что их везут на убой. Они думали, что после долгого путешествия пойдут в душ, а потом их депортируют на другие территории. В реальности 80% всех новоприбывших сразу отправлялись в газовые камеры, а оставшиеся люди работали до смерти.
Вокруг многочисленные бараки.
Многие разрушены, но масштаб оценить можно.
Внутри ничего не меняли с момента освобождения.
На одном ярусе нар как правило спало 9 человек.
Именно в Биркенау находится самая большая газовая камера, которую немцы взорвали за несколько дней до прихода советских войск. Сейчас можно увидеть только ее руины.
Аушвиц — это самое сильное впечатление не только за эту поездку, но и вообще за всю мою жизнь. Обязательно его посетите, если будет возможность.