The Right Side of History: How Reason and Moral Purpose Made the West Great
Ben Shapiro
Популярный консервативный обозреватель и журналист Бен Шапиро написал своеобразный экспресс-курс по истории западной философии. Тезис книги — современная западная цивилизация достигла своего апогея; никогда в истории человечества не было более богатого, свободного и процветающего общества. Но при этом у современного человека наметился явный кризис идей, потомучто нынешняя повестка дня и философский мэйнстрим отрицают основопологающие принципы, давшие нам эту эпоху комфорта и процветания.
Западная цивилизация уникальная тем, что зиждется на фундаменте греческой логики и иудео-христианской морали. Другими словами, это продукт симбиоза Афин и Иерусалима.
Если выбросить из этого уравнения Афины, то мы получим средневековую теократическую диктатуру с инквизицией. Отбросив Иерусалим, придем к коммунизму, нацизму и прочим «рациональным» утилитаристским идеологиям.
Все прогрессивные идеи (в хорошем смысле этого слова) появились и получили развитие именно на Западе. По сей день, все самые свободные страны мира — это часть западной цивилизации, а западные идеалы доминирует во всем мире. Это не случайность. Запад и только Запад смог найти идеальный баланс между Афинами и Иерусалимом.
Религиозное откровение учит нас тому, что Бог создал рациональную вселенную согласно некоему плану и нам нужно ее изучать, потомучто таким образом мы познаем божий замысел. Моральные ценности и свобода воли в свою очередь подразумевают, что у нас есть долг сделать этот мир лучше. Большинство языческих религий постулировало то, что наш мир иррационален, случаен и цикличен, а следовательно не может быть никакого прогресса. Также согласно откровению, человек создан по образу и подобию Бога, поэтому жизнь каждого человека имеет смысл и значение. Резкий контраст с языческим воззрением на мир о том, что кто сильнее, тот и прав. Без признания этих простых истин не могло появиться концепции прав человека, демократии и прогресса.
В свою очередь греческая традиция учит нас тому, что человек наделен уникальной способностью искать истину вне религиозного откровения, используя логику и эмпирические наблюдения.
Многие ученые и историки объясняют прогресс появлением Просвещения, но Шапиро постоянно делает упор на то, что во-первых все началось гораздо раньше — с европейской средневековой схоластики. Это было отправной точкой и последующее Просвещение не могло появится вне иудео-христианской системы координат. А во-вторых, когда вспоминают про Просвещение, то почему-то всегда ограничиваются французскими философами, тогда как существовали и англосаксонские просветители. И разница между ними была огромной.
Антирелигиозные французы дали нам Великую французскую революцию и это была первая по-настоящему левая революция со всеми вытекающиим. Лозунг Дидро о том, что «Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника» был взят на вооружение. В стране начали насаждать атеистический культ, а католические церкви были переоборудованы в т.н. храмы разума, где стали поклоняться богине разума. Ну а после началась Эпоха террора. Как же так? Почему идеология, основанная на разуме и рациональном подходе, вдруг закончилась кровавой бойней? А реальность такова, что без массового террора и убийств обойтись никак не могло, потомучто оперируя одной лишь логикой и разумом можно подвести себя к абсолютно любому выводу и оправдать любое решение. Тогда как против трансцендентных моральных принципов возразить нельзя.
Этим то и отличались британцы, скептически воспринявшие революцию во Франции. Британское Просвещение не было атеистическим и даже такие скептики как Дэвид Юм всегда подчеркивали, что религия не может ответить на все вопросы, но ведь не может этого сделать и разум.
В конечном итоге британцы подарили нам Американскую революцию, потомучто именно британскими мыслителями вдохновлялись отцы-основатели, создавая Декларацию независимости и Билль о правах.
Два Просвещения, две революции и два таких разных результата. Как говорится, почувствуйте разницу…
Таким образом, дальнейшее процветание западной цивилизации Шапиро видит в непрекращающемся диалоге Афин и Иерусалима. Отбрасывать религиозную составляющую — это тупиковый путь развития.
Книга небольшая, но познавательная. Рекомендую почитать, если хочется ознакомиться с основными вехами в философии и понять, что лежит в основе правоконсервативного мировоззрения.