The Valachi Papers (1972) реж. Terence Young
Вот интересно, не выйди в 1972-м году “Крестный Отец”, знали бы мы больше про “Бумаги Валачи”? Между выходом этих двух картин добрых 8 месяцев, но нельзя недооценивать уничтожительную силу шедевра Копполы. Также как Star Wars Лукаса поставили крест на Sorcerer (1977) Фридкина (заодно чуть не похоронив его карьеру), также и после экранизации романа Марио Пьюзо сложно было говорить о других фильмах об итальянской мафии. Уж очень были близки темы в двух картинах.
Фильм Терренса Янга рассказывает историю Джо Валачи, первого члена мафии, который открыто признал её существование в 1960-х годах и начал давать показания, тем самым нарушив правила Коза Ностры. Валачи не только сдал своих коллег по бизнесу, но и в деталях рассказал историю и ритуалы мафии. Это было знаменательное событие, которое транслировалось по американскому ТВ и радио, потомучто до его показаний никто подобной информацией не владел. Фактически, именно с Валачи началось нарушение омерты – мафиозного кодекса чести, согласно которому ни при каких обстоятельствах нельзя сотрудничать с полицией. Это наверняка был не первый случай, но точно самый известный, растиражированный, а главное чрезвычайно информативный и полезный для органов безопасности. После этой громкой истории, доносы и признания стали происходить гораздо чаще, подкосив статус мафиози как принципиальных и не сдающих друг друга “бойцов”.
Картина открывается цитатой Роберта Кеннеди “Crime is a question of criminals, it is not a matter of race, color, or religion” – явная попытка себя обезопасить, в ответ на протесты итало-американского лобби, поставившего своей целью бороться со стереотипами. В те времена фильмы про итальянских мафиози еще не были так распространены и картина могла восприниматься как попытка очернить и унизить итало-американцев. Конечно же, все адекватные люди правильно поняли смысл картины, не нуждаясь ни в каких запретах, но определенная группа недовольных решила организоваться, заработать денег и создать свой союз на маннер лживой и лицемерной еврейской Anti-Defamation League. Даже до сих пор некоторые организации пытаются запретить Сопрано – идиотами полнится земля…
Цитата Кеннеди идет поверх сцены в тюремном дворе: на улице пасмурный день, а на игровой площадке бывшие соратники Валачи оказывают ему холодный прием. Фильм следует версии, что Валачи начал давать показания только после того как Вито Дженовезе по ошибке решил, что Джо – предатель и назначил крупную сумму за его жизнь. До сих пор никто так и не смог проверить эту версию.
И вот под мрачную, монотоную музыку Рица Ортолани задается тон всей картины. В итоге мы имеем замечательный фильм про мафию – очень суровый и аскетичный, со всеми классическими элементами истории про карьеру в криминальном мире: бедный потомок эмигрантов пытается выжить на улицах Нью-Йорка и постепенно зарабатывает себе имя и репутацию в этом жестоком подпольном мире. Но в отличии от “Крестного Отца” тут нету морализаторства. У Копполы семья Корлеоне – это суровая, но справедливая организация, которая низачто в жизни не убьет невинных людей и будет бить только тогда, когда атакуют их. При всей шедевральности этой картины, сложно воспринимать такое положение вещей в серьез. А вот “Бумаги Валачи” как раз напрочь лишены каких-либо извинений и политкорректных сцен. Каждый из героев фильма – беспощадный убийца и режиссер не делает попытку их оправдать.
Вдобавок, это та редкая картина, где Чарльз Бронсон играет не просто самого себя – спокойного и уверенного мачо – а показывает широкий диапазон эмоций и по-настоящему пытается вжиться в роль.
С другой стороны, есть в этом фильме определенная суховатость и отсутствии человечности, но на фоне такой шикарной истории это незначительный минус.