Moneyland: The Inside Story of the Crooks and Kleptocrats Who Rule the World
Oliver Bullough
Книга о том, как богатые люди используют различные юрисдикции по всему миру, чтобы уходить от налогов и скрывать свои доходы и имущество.
Автор вводит термин «Moneyland» — виртуальное пространство, в котором богачи могут купить паспорт почти любой страны и пользоваться законами, которые наиболее выгодны им для жизни и бизнеса. А если какая-либо страна меняет законы, то обитатели Маниленда просто перемещают свои деньги в другую страну, с более удобным законодательством.
Богачи используют разные механизмы для сокрытия финансов, такие как открытие секретных банковских счетов на Кипре или Невисе, отмывание денег через недвижимость в Лондоне или Нью-Йорке, покупка недвижимости или яхт и скрытие своих активов с помощью лабиринта фиктивных компаний из Сейшел или Джерси, установка доверительного управления итд итп. В книге описано довольно много схем и историй их появления.
В качестве самого яркого примера описывается история маленького остров Сент-Китс и Невис в Карибском море, где американские юристы создали целый набор конфиденциальных законов для регистрации бизнеса и сокрытия активов. На Невисе живет чуть более 11 тысяч человек, а зарегистрировано аж 18 тысяч корпораций. Невис является примером того, как функционирует Маниленд, поскольку остров не признает зарубежные соглашения, не имеет требований по бухгалтерскому учету, отчетности и хранению записей. Уж не говоря о том, что Невис (как и некоторые другие карибские острова) открыто продает собственное гражданство всем желающим.
Богатые мира сего вообще горазды на выдумки и могут пойти на очень большие ухищрения, чтобы не платить налоги или отступные. Например, в книге рассказывается о случае, когда саудовский миллиардер Валид аль-Джуффали, живущий в Лондоне, добился дипломатического иммунитета, чтобы избежать дорогого развода с бывшей женой и фактически стать недосягаемым для британского закона.
Конечно с Манилендом периодически пытаются бороться. Например знаменитая банковская тайна швейцарских банков одномоментно накрылась медным тазом в 2007-м году, когда инвестиционный банкир из Бостона Брэдли Биркенфилд, долгое время работавший в Швейцарии, стуканул в американский Департамент Юстиции и сдал все явки-пароли. В США приняли законопроект «Foreign Account Tax Compliance Act», который дает право облагать налогами счета американцев зарубежом, а банки, которые отказываются идти на сотрудничество, штрафуются и отрезаются от американского инвестиционного рынка. Также многие страны первого мира приняли т.н. «Common Reporting Standard» (единый стандарт отчётности), по которому обязуются обмениваться в автоматическом режиме информацией об активах своих клиентов. США этот законопроект благополучно проигнорировали и теперь получается, что по FATCA они имеют право запрашивать информацию о счетах в банках почти любой страны, но сами делится информацией ни с кем не обязаны. Умные ребята смекнули что к чему и под это дело тут же появились налоговые гавани в Неваде, Делавере и прочих штатах. Теперь иностранец может создать в Штатах траст и без проблем хранить в нем громадные суммы денег (ограничения в 5 миллионов долларов действуют только для американских граждан) и уж теперь точно никакая страна в мире ни за что в жизни не узнает, что в США у тебя припрятаны бабки…
Маниленд как воздушный шарик — давишь в одном месте, а он увеличивается в другом.
Автор даёт примерную оценку того, сколько валюты и активов было скрыто в Маниленде в 2014 году — около 10 трлн долларов, а это без малого 10 процентов мировой экономики. И это число растет с каждым годом.
Словом, богачи никогда не ограничиваются одним паспортом и одной юрисдикцией. В этом смысле они все граждане мира и живут на широкую ногу. Иметь один паспорт и хранить активы в родной стране — это удел черни, плебса и дегенератов. Люди с деньгами всегда уйдут от налогов, умело запутывая следы и стравливая юрисдикции разных стран.
Вот такая банальщина. Для жителей СНГ в этом конечно ничего нового нет, но читать книгу все равно было интересно и познавательно.