Танжер
Это особенный город. Я влюбился в него задолго до моего путешествия.
Если бы я мог выбрать для посещения всего один город в Марокко, я бы выбрал Танжер.
Помимо горных деревушек, я испытываю огромную любовь к грязным, портовым городам. Танжер оправдал все мои ожидания и даже сверх того.
Долгое время (с 1912-го по 52-й годы) Танжер и прилегающая к нему территория входили в т.н. “международную зону”, фактически представляя собой совместное владение нескольких европейских стран. В городе был очень пестрый этнический состав, причем мусульмане составляли всего лишь половину населения.
Получается, что с одной стороны, Танжер был марокканским городом, а с другой, здесь всем заправляли европейцы, культивируя свои ценности и культуру, поэтому ничего марокканского в нем не было… Такой вот культурный дуализм.
Но именно этот странный и неопределенный статус, притягивал в город огромное количество интересных и неординарных людей.
В 1947-м году сюда приехал пожить американский писатель Пол Боулз, да так и остался тут до конца жизни. Ну и конечно нельзя не упомянуть многочисленных битников, для которых Танжер стал вторым домом.
В частности, в городе долгое время жил и работал писатель Уильям Берроуз. Именно здесь он написал свой гениальный роман Naked Lunch (Голый завтрак), который буквально пропитан Танжером и его особенной атмсоферой.
Помню как впервые прочитал Naked Lunch Уильяма Берроуза. Сказать, что книга меня поразила – это не сказать ничего. Я буквально впивался в каждую строчку и по многу раз перечитывал отдельные, понравившиеся мне абзацы. Читал я книгу на английском языке и это был один из тех качественных скачков, когда ты выходишь на новый уровень владения языком (кто читал – поймет). Сюжета там как такового нет, а проза Берроуза чрезвычайно сложна: повествование изобилует многочисленными сюрреалистичными сценами, диалогами и галлюциногенными фантазиями, с очень сочным и подробным описанием. Такое слету не осилишь, нужно неспешно вчитываться и наслаждаться каждым абзацем, потомучто несмотря на всю сложность романа, слог Берроуза естественен, красив и изящен. Это сглаживает любые проблемы и доставляет неимоверное эстетическое удовольствие.
Читать Naked Lunch в переводе – это преступление.
И вот, прочитав книгу, я понял, что посещение Марокко без Танжера будет не полным.
Сейчас конечно былого шарма нет и в помине, но последствия “международной зоны” видны и по сей день – это самый интернациональный и европейский город страны.
Прибыв в город, я решил не брать такси, а пройтись вдоль набережной и самостоятельно найти какой-нибудь дешевый отель.
Ville Nouvelle в Танжере такой же чистый, аккуратный и неинтересный как в остальном Марокко.
Жилье нашлось в одном из переулков, за вывеской Pension Miami
А погуляв по городу, я сразу же отметил отличия. Во-первых, повышенная приставучесть местных хелперов – даже в Фесе они были не такие настырные, а во-вторых, смена языка общения. По мере движения на север, в Марокко все сильнее начинает проявляться испанское влияние. И вот уже в Танжере на улицах приходится отвечать “Yo no hablo español”, вместо привычного “Je ne parle pas français”. Не мудрено – в 40 км, через Гибралтарский пролив, находится Испания.
Танжер полностью подтверждает мою теорию портовых городов. Теория очень простая – “крупные портовые города прекрасны!”. У них у всех есть какая-то особенная атмосфера и общность. Сложно описать словами, но в таких местах я чувствую себя очень комфортно.
Город не очень большой, а потому постоянно натыкаешься на разные культовые места.
Café De Paris – в прошлом место тусовки битников и прочей богемы, проживающей в городе.
Café Hafa – еще одно культовое заведение. Здесь были Роллинги, Битлы, Берроуз, Пол Боулз и вообще все, кто хоть раз приезжал в Танжер. Местные любят приходить сюда, чтобы играть в какую-то марроканскую настольную игру.
Майк, которого я встретил в Мулай Идрисе, рассказывал, что здесь можно достать гашишь, но мне не предлагали 😉
Кафе также известно своим особым марокканским чаем. На мой взгляд – это худший чай, который я пил в Марокко.
А это El-Muniria – знаменитый отель, в котором жил и творил Уильям Берроуз. Именно здесь он бухал, ширялся, предавался разврату и написал гениальный Naked Lunch. Отель работает по сей день и насколько я знаю, можно заночевать в номере №9, где жил сам Берроуз.
Рядом с отелем расположен Tangerinn – бар, наполненный ностальгией по 50-м годам и культуре битников.
Напротив отеля видны последствия Курбан-Байрама.
В городе конечно же есть суетливая медина.
В архитектуре видно французское влияние
Gran Teatro Cervantes – когда-то очень популярный и самый престижный театр в Северной Африке. Закрыт на реконструкцию.
Первая и единственная церковь, которую я увидел в Марокко.
Красивая набережная
Порт.
Траффик между Испанией и Марокко довольно интенсивный.
В черте города есть большой пляж, хотя купаться рядом с большим промышленным портом я бы не стал.
Прямо по курсу – Испания.
Я все пытался найти в лавках этот джедайский костюм, но безуспешно.
В общем и целом, Танжер – прекрасное и очень атмосферное место. Мне он чем-то напомнил Марсель (отчасти – этническим составом ;)).
Это была финальная точка моего марокканского путешествия и под конец я решил опробовать местные железные дороги. За 5 часов домчался до Касабланки и поехал в аэропорт.
Наконец, поездка по Марокко закончилось и я очень рад, что посетил эту страну.
Жалко, что не получилось проехаться по горной части страны, но это значит, что будет повод вернуться сюда еще раз.