Хива
Хива – однозначно самый красивый город Узбекистана.
Честно признаться, по Узбекистану я путешествовал просто потомучто было по пути. Никакого особого желания посещать эту страну у меня никогда не было: Узбекистан – попсовый, легкодоступный и лично мне не очень интересный. Я люблю горы, а в этой стране почти везде пустыни, да степи.
При всем при этом, Хива определенно заслуживает посещения.
Как я писал в прошлой части, в город я приехал поздно ночью.
В Узбекистане я не пользовался Каучем и не ночевал на спонтанных вписках. Все дело в регистрации.
К сожалению, в Узбекистане все еще распространен этот советский атавизм и если у вас при выезде не будет надлежащих бумаг, то могут штрафануть, либо вымогать взятку.
Проще всего решить этот вопрос, заселяясь в гостиницы: на выезде вам просто дадут небольшие квиточки, где будут указаны даты посещения и название гостиницы. Их и надо предъявить на границе.
Причем регистрироваться надо раз в три дня.
Естественно, что это создает определенные трудности для автостопщиков и любителей пожить в палатке/на вписке у местных. Так что если не будет отметок о вашем местонахождении за определенный период, погранцу нужно вешать лапшу на уши о том, что сломалась машина/не ходили такси или еще что-нибудь в этом духе.
На практике я это не проверял и все 6 дней пребывания в Узбекистане жил в дешевых хостелах и гестхаусах, благо туристическая индустрия в стране развита хорошо. По-английски конечно здесь никто не говорит, но дети на улицах исправно кричат “Хеллоу, мистер!”, даже не подозревая, что путешественник может быть из России.
Итак, Хива.
Я бывал в Иране и вдоволь насмотрелся подобной архитектуры, поэтому впечатления от Хивы были не такие сильные, но место это все равно замечательное.
Город делится на две части – комплекс Ичан-кала, где сконцентрированы все основные достопримечательности и Дишан-кала – внешний город (там смотреть почти нечего).
Ичан-кала ограничен стенами
Местная детвора регулярно устраивает на них забеги.
С западного входа нас встречает символ Хивы – недостроенный минарет Кальта-Минар. По плану высота минарета должна была быть 70-80 метров, чтобы Мухаммад Амин-хан «смог увидеть Бухару».
Компактность расположения различных медресе, минаретов и прочих архитектурных памятников зашкаливает. Куда ни глянь – везде красота!
Архитектура очень сильно напоминают иранский город Язд. Ощущение дежа-вю не отпускало ни в одном переулке.
Минарет Ислам Ходжа
Сверху открывается прекрасный вид на город
В этой поездке я с удивлением узнал, что узбеки – большие мастера по части резьбы по дереву. В старом городе постоянно встречаются деревянные колонны и двери необычайной красоты.
Локальная школа резьбы есть в каждом крупном узбекском городе, но именно в Хиве эта традиция бросается в глаза больше всего.
Деревянные двери
Палки
Топчаны
И прочие сувениры.
Красивый город!
На утро сел в такси до Бухары. Дорога предстояла долгая и утомительная – 470 км через пустыню Кызыл-кум. Пять часов в пути и 60 000 сумов.
Набрали пассажиров (два японца и швейцарец) и поехали в Ургенч.
Обратите внимание на провода, висящие над дорогой – Хиву и Ургенч соединяет длиннющая троллейбусная линия (32 км).
По дороге много общался со швейцарцем. Мы оба сошлись на нашей нелюбви к левакам и конкретно к европейским социалистам.
В Ургенче швейцарец вышел и направился в Муйнак, а мы стали ждать на автостоянке еще одного пассажира. Один из минусов “shared taxi” – нужно набирать полный салон пассажиров, либо доплачивать за пустые места. Ждали долго – полтора часа.
Наконец подошел узбек с сумкой, но местные таксисты чуть не передрались за то, кто будет его везти. После продолжительной перепалки, наш водитель все-таки выиграл поединок (у него была официальная лицензия) и под громкое негодование остальных таксистов мы наконец-то поехали в Бухару.
Первая половина дороги была в отличном состоянии:
…а где-то с середины начался традиционный узбекский трэш:
При этом наш водитель, в лучших узбекских традициях, ехал на огромной скорости, обгонял фуры, постоянно вилял, чтобы не попасть в колдобины и всю дорогу непереставая грыз семечки.
Вокруг – пустыня. Говорят, что летом тут можно на сковороде делать яичницу.
По дороге сделали остановку в кафешке посреди пустыни.
Нам предложили отведать местной рыбы и тут я мягко говоря удивился – откуда в пустыни рыба? Оказывается, что недалеко от трассы течет река Амударья и все водители обязательно делают здесь остановку, чтобы поесть местной рыбки. Я заказал шурпу, а японцы рыбу. Она действительно оказалась великолепной.
Вот уж никогда не подумал бы, что когда-нибудь буду есть рыбу в пустыни.