Mandingo (1975) реж. Richard Fleischer
Я в свое время удивлялся — как так, почему в США не вышло ни одного большого фильма про рабство? Американцы без проблем снимают кино про все аспекты своей истории, но рабство всегда обходят стороной.
Естественно, что "12 лет рабства" собрал ворох Оскаров — по сути дела это была первая "официальная" (читай — одобренная политкорректным Голливудом) рефлексия на эту тему!
Тут конечно можно вспомнить мини-сериал The Roots (1977), который много лет занимал эту нишу, но это все-таки не полный метр. Так что факт остается фактом — в Голливуде долгое время было фактическое табу на эту тему.
Так вот, я ошибался: оказывается замечательный режиссер Ричард Флейшер в 70-х годах снял сильнейшую картину про рабовладельческий юг во всей его "красе" — Мандинго.
Фильм рассказывает про сложные отношения, сложившиеся на рабовладельческой ферме в Луизиане. Белый хозяин влюбляется в черную рабыню, а его жена беременеет от раба. Все это происходит на фоне нечеловеческих условий жизни, постоянных унижений и новой барской забавы — боях на смерть между рабами.
Убей не пойму, почему к Мандинго относятся с пренебрежением, как к какой-то второсортной, эксплуатационной поделке — по-моему это лучший и самый правдивый фильм про рабство, который когда-либо был снят. А некоторая эксплуатационность материала лишь добавляет аутентичности, потомучто одно дело — показать набор дежурных сцен на плантации (12 лет рабства) и совсем другое — сделать это так неполиткорректно и оскорбительно. Только так и можно дать почувствовать современному зрителю весь ужас той ситуации.
Кстати, у фильма есть совершенно маразматичный (и оттого очень забавный) сиквел под названием Drum (1976). В нем затрагиваются те же темы, что и в первой картине, но на этот раз они представлены в чисто эксплуатационном ключе. Фильм — полнейший трэш, но его стоит смотреть, чтобы насладиться непревзойденным Уорреном Оатсом в роли расиста-реднека и французских рабовладельцев, которые постоянно говорят "нигга" с сильным французским акцентом 😉
В общем и целом, если вам интересна тема рабства, посмотрите этот фильм. Он конечно не такой натуралистичный как докудрама Goodbye Uncle Tom (1971), но с художественной точки зрения затмевает абсолютно все, что было снято до и после.