Обзор лучших американских вестернов я разбил на две части. Первая часть охватывает период до 64-го года включительно, а вторая — все, что было позже.
Причина такого деления проста — в 64-м году на экраны вышел шедевр Серджио Леоне A Fistful of Dollars и мир кино изменился навсегда. Валить в одну кучу старые и новые фильмы будет некорректно.
Вторая часть доступна здесь.
Итак, топ 10. Порядок значения не имеет.
1)
Red River (1948) реж. Howard Hawks
Эпичнейший вестерн от Говарда Хоукса.
В чем то я бы даже назвал эту картину более соответствующей консервативным идеалам, чем пресловутый Рио Браво, который Хоукс снял в качестве ответа на новый тренд леволиберальных вестернов.
Томас Дансон приезжает в Техас и основывает ранчо, обладая лишь одной коровой и быком. Через 14 лет тяжкого труда его ранчо становится огромным и прибыльным, но вот незадача — отгремела гражданская война и побежденным южанам не чем платить за скот. Фактически, Дансон — банкрот, потомучто ему некому сбыть товар. И вот, чтобы сохранить собственный бизнес он решается на авантюру — перегнать 9000 голов скота на север, через опасные территории, населенные индейцами и бандитами.
Красная Река — это настоящий гимн пассионарности людей, создавших Америку. Дансон — это такой типичиный американский предприниматель, не останавливающийся ни перед чем: когда возникают проблемы, он их молча решает и никогда не просит помощи у государства, либо кого-то еще. Это Дикий Запад и здесь никто никому не должен: каждый самостоятельно строит свое будущее. Как говорится — все в ваших руках. При этом фильм не опускается до пошлого и однобокого возвеличивания таких отчаянных одиночек; во время сложнейшего перегона скота, нам открываются мрачные и не столь приглядные черты характера Дансона.
Потрясающий фильм, который даст фору Рио Браво по части месседжа и зрелищности.
2)
Shane (1953) реж. George Stevens
Действие вестерна разворачивается после принятия закона о гомстедах, постанавляющего обеспечить земельными участками тех лиц, которые селятся на государственных землях и обрабатывают их.
Таинственный незнакомец приезжает в живописную долину в Вайоминге и просит воды для себя и своей лошади. Он представляется Шейном и хотя о его прошлом ничего неизвестно, местные жители догадываются, что он — опытный стрелок.
В это время как раз разгорается конфликт между поселенцами и скотоводами. Местный богач Райкер был здесь первопроходцем, а потому не принимает новые условия игры, считая всю землю своей. Шейн, пытаясь искупить прошлое, без промедления встает на сторону поселенцев и его непродолжительный визит на ранчо перерастает в полноценную борьбу за выживание с Райкером и его бандой.
Если Красная Река прославляла несгибаемый американский дух, то в этом фильме восхваляются истинно американские ценности.
Столкновение старого и нового уклада жизни — частый прием в вестернах, но Шейн на общем фоне выделяется своей исключительной консервативностью. Мало в каких фильмах с такой же прямолинейностью отстаивается право людей на частную собственность, самооборону и ношение оружия.
Шейн искал мирной жизни, усердно работал, но револьвер всегда держал наготове. В одной сцене он объясняет сыну фермера: «пистолет — это всего-лишь инструмент, не бывает плохого оружия, бывают плохие люди». Закон надо уважать, поэтому если местные старожилы устраивают террор, им надо давать отпор и бороться за свои права.
Выдающийся вестерн!
3)
Day of the Outlaw (1959) реж. Andre De Toth
Редкий представитель зимнего вестерна.
В маленький городок в штате Вайоминг приезжает ковбой Блэйз, с намерением убить местного фермера. Официальная причина убийства — это колючая проволока, которую тот понаставил в округе. Проволока периодически ранит скот Блэйза и он считает это достаточным поводом для убийства. Но на самом деле, у него до сих пор остались чувства к жене фермера и он просто нашел причину отомстить.
И вот мужчины встали в круг и готовы стреляться, но в самый ответственный момент на ранчо врывается банда разбойников под предводительством бывшего армейского капитана Джэка Бруна. Прежним врагам приходится объединится, чтобы дать отпор преступникам…
Очень неординарный американский вестерн. Приятно видеть смену антуража: вместо палящего солнца и кактусов, мы весь фильм любуемся суровой зимой и метелями.
Под конец картина и вовсе превращается в историю про американского Сусанина и своеобразную притчу об искуплении.
4)
Forty Guns (1957) реж. Samuel Fuller
Гриф Борнелл — в прошлом наемник, а теперь слуга закона — приезжает в город Тумстоун, штат Аризона, чтобы арестовать за кражу некоего Говарда Свэйна. Округом Кочиз здесь заправляет Джессика Драммонд — богатая, влиятельная и беспощадная хозяйка ранчо, держащая в подчинении 40 верных стрелков.
Во время пребывания Борнелла и двух его братьев в городе, подчиненные Джессики устраивают пьяный дебош, который выливыается в смерть невиновного человека и конфликт между маршалом и братом Джессики.
Очень необычный вестерн для своего времени, больше напоминающий ревизионистские картины, снимавшиеся в 60-е годы.
Во-первых, визуально этот фильм не похож ни на один другой вестерн 50-х. Снято довольно экспериментально: камера постоянно находится в движении, занимая необычные ракурсы. А сцена с ураганом так и вовсе — маленький шедевр и снята так мастерски, что запросто может потягаться с любым современным фильмом.
Во-вторых, несмотря на всю брутальность картины и обилие экшена, это все-таки мелодраматический вестерн с очень сильной женской ролью. Джессика Драммонд, в исполнении Барбары Стэнвик, здесь не просто пассивный наблюдатель, а очень мощная и влиятельная сила, с которой вынуждены считаться абсолютно все, включая местного шерифа. Тем не менее, вся ее жесткость и несгибаемость чудесным образом перерастает в любовь к приезжему маршалу и тут вдруг в фильме начинается любовная линия!
Сюжет очень непредсказуемый и Сэм Фуллер постоянно умудряется удивлять зрителя.
5)
3:10 to Yuma (1957) реж. Delmer Daves
Бен Вейд — опасный преступник, командующий двенадцатью верными стволами. После удачного ограбления дилижанса его наконец ловят и заключают под стражу, но вот незадача — на помощь Вейду приходят его двенадцать сообщников и такая вроде бы тривиальная задача, как транспортировка бандита, превращается в невыполнимую и смертельную миссию.
Никто не спешит становится героем и в конце-концов за дело берется нищий фермер Дэн Эванс, отчаявшийся найти деньги, и его напарник-пьяница.
Одна из первых экранизаций Элмора Леонарда. А имя Леонарда в титрах всегда означает, что мы увидим тяжелый, вязкий, психологический вестерн. В Юме это напряжение можно буквально почувствовать кожей через экран.
Два таких разных, непохожих друг на друга человека — бедный фермер и профессиональный убийца — оказываются запертыми в отеле, в ожидании поезда. Их противостояние носит почти исключительно психологический характер: сначала Вейд хочет подкупить нуждающегося в деньгах Эванса, а когда становится очевидно, что тому предстоит противостояние с семью стрелками, давит на бессмысленность всей затеи. Действительно — какой смысл бросаться под пули, когда плата мизерная, а шансы неравны? Но не таков Эванс — он человек слова и никогда не отступает от своих принципов.
И вот сильная антипатия наконец перерастает во взаимоуважение. Вейд видит в Эвансе не простого фермера, ставшего жертвой обстоятельств, а неcгибаемого храбреца, со своим личным кодексом чести и принципами.
Один из лучших представителей жанра.
Хитовая заглавная песня заставляет вспомнить спагетти-вестерны, а концовка гарантированно удивит каждого зрителя (впрочем, как и всегда у Леонарда).
И боже вас упаси смотреть римейк 2007-го года.
6)
High Noon (1952) реж. Fred Zinnemann
В день своей свадьбы маршал Уилл Кейн намеревается навсегда оставить опасную работу и уехать из маленького городка Хэдлевиль вместе со своей женой.
Однако праздник омрачается тревожными новостями: опасный и безжалостный убийца Фрэнк Миллер досрочно выходит на свободу и вместе со своей бандой намерен приехать в Хэдлевиль ровно в полдень, чтобы отомстить маршалу, который и упрятал его за решетку. Несмотря на советы поскорее уехать, Кейн остается в Хэдлевиле и начинает искать поддержку среди жителей города, чтобы дать отпор бандитам. Но не все так просто: никто из местных не спешит помогать маршалу и рисковать собственной жизнью, а тем временем роковой полдень все ближе и ближе…
Политически это очень амбивалентная картина. Либералы и консерваторы любят трактовать ее по своему и это тот редкий случай, когда обе стороны правы.
Левые увидели в фильме аллегорию на черные списки и боязнь работников индустрии дать организованный отпор HUAC (комиссии по расследованию антиамериканской деятельности). Одни правые приняли фильм за свой, указав на то, что главный герой — подлинный одиночка и доводит дело до конца, несмотря на собственный страх и численное преимущество бандитов, другие правые критиковали фильм за леволиберальный уклон и пропаганду коллективизма (мол, шериф должен самостоятельно справляться с преступностью — за это ему и деньги платят).
При этом в Советском Союзе фильм осудили как «восхваление индивида», а Джон Уэйн так невзлюбил фильм и его антимаккартистские аллюзии, что назвал High Noon «самой неамериканской вещью, которую я когда-то либо видел».
Что и говорить — в свое время картина вызвала бурю эмоций и отчаянные споры в обществе. Помимо своего месседжа это еще и был редкий представитель жанра вестерн, в котором почти не было перестрелок, погонь и какого-либо значительного экшена. Сейчас картина не воспринимается так же остро с политической точки зрения, зато нисколечки не потеряла в своей смысловой составляющей: я думаю, что ситуация, когда приходится оставаться в одиночку, а помощи ждать неоткуда — знакома всем.
7)
The Naked Spur (1953) реж. Anthony Mann
Энтони Манн и Джеймс Стюарт сняли вместе пять замечательных вестернов.
Их сотрудничество было взаимовыгодным. Манн наконец получил возможность поработать со звездой класса «А» и заявить о себе широкой публике. А Стюарту нужна была смена имиджа, потомучто в послевоенные годы публика устала от однобоких положительных героев. Кто мог с этим справиться лучше, чем Манн, в 40-е годы набивший руку на нуарах?
Обычно выделяют их первую совместную работу Winchester ’73 (1950) — самый мрачный и нигилистичный вестерн из пяти. Манн применил здесь интересный сюжетный прием — нам показывают суровые нравы Дикого Запад через винтовку винчестер, переходящую из рук в руки. Фильм действительно выдающийся: полный экшена и колоритных персонажей.
Тем не менее, я бы также обратил внимание на три последующие картины: Bend of the River (1952), The Naked Spur (1953), The Far Country (1954).
Вместо набивших оскомину прерий и пустынь, все три фильма были сняты в живописных горах на северо-западе США. Американские кинематографисты редко туда добираются и потому особенно приятно видеть смену пейзажа: величественные заснеженные горы, журчащие реки и густые леса еще больше поражают воображение.
Лучшим фильмом я считаю The Naked Spur (1953).
Ховард Кэмп идет по следу преступника Бена Вандергрота, разыскиваемого за убийство маршала в Абилине (штат Канзас). Его цель — получить за поимку злодея награду в 5000 долларов и купить ранчо. В Скалистых горах Колорадо он встречает старого золотоискателя Джеса, который вызывается помочь в поиске за награду в двадцать долларов, через некоторое время к ним присоединяется бывший солдат Рой Андерсон, выгнанный со службы за свою «моральную нестабильтность». Оба принимают Кэмпа за шерифа, выполняющего свой долг, но вскоре они ловят Вандергрота, который открывает им тайну: Кэмп — обычный оппортунист, по дешевке нанявший их себе в качестве помощников.
После этого обратный путь в город превращается в настоящее испытание: Вандергрот вместе со своей подругой начинают стравливать между собой команду.
Этот аскетичный вестерн ближе к середине превращается в самый настоящий survival-фильм. Пять персонажей оказываются изолированными в диких условиях: цивилизация далеко, а из полных опасности гор надо как-то выбираться. Вместе с тем напряжение между участникими растет все сильнее и доверять друг другу становится непозволительной роскошью. Этим вестерн сильно напоминает творчество Элмора Леонарда, который всегда игнорировал экшен, делая упор на психологизме ситуации.
Так что между прекрасным, забитым под завязку перестрелками Винчестером ’73 и полным саспенса Обнаженной Шпорой, лично я выбираю последний фильм.
8)
The Ox-Bow Incident (1943) реж. William A. Wellman
Удивительно жесткий и нетрадиционный фильм для своего времени.
1885 год. Двое бродяг заезжают в небольшой городок под названием Окс-Боу и становятся невольными участниками событий, происходящими в этом тихом местечке.
Убит один из местных фермеров, его стадо похищено, и жители городка жаждут мести. В поисках убийц снаряженный отряд находит троих мужчин, которые и становятся главными подозреваемыми. Толпа решает обойтись без шерифа — устроить суд Линча. Вот только действительно ли повешены истинные преступники?
Фильм поднимает извечную тему опасности стадного чувства и психологии толпы.
Уэллман ставит вопрос ребром — можно ли оставаться безучастным созерцателем зла? Какова степень вины человека, бездействующего во время совершения преступления и что в конечном итоге страшнее: само преступление или молчаливое бездействие окружающих? Фильм снят задолго до 12 разгневанных мужчин, но в отличии от картины Люмета здесь нету исключительно положительных героев.
Очень сильный и мрачный вестерн.
9)
Johnny Guitar (1954) реж. Nicholas Rey
В маленьком захолустном городке на Диком Западе загадочная женщина по имени Вьенна открывает салун. Она знает, что скоро здесь будет проложена железная дорога и земля взлетит в цене. А пока, она позволяет ошиваться в салуне разным темным личностям, в том числе и Танцующему Киду вместе с его подельниками.
Местные жители во главе с фермершей Эммой видят во Вьенне и ее плане построить железнодорожную станцию, угрозу своему укладу жизни. Когда местная банда грабит банк Эмма убеждает горожан, что во всём виновата Вьенна. Для этого у неё свои причины: именно в нее влюблён Танцующий Кид, приглянувшийся Эмме.
Собрав толпу линчевателей местный шериф даёт Вьенне и Малышу 24 часа, чтобы покинуть город.
Пожалуй из всех американских вестернов классического периода, Джонни Гитара остается самым странным представителем жанра. Его сложно запихнуть в какие-то рамки, потомучто ни до, ни после (по крайней мере до конца 60-х) не было снято ничего подобного.
С одной стороны, это больше напоминает пародию на вестерн: у героев дурацкие имена, полным-полно голливудских клише, пафсоных диалогов, а страсти бушуют нешуточные — как в какой-нибудь второсортной мыльной опере.
С другой стороны, этот фильм во многом опередил свое время, потомучто Николас Рей вывернул наизнанку все каноны жанра задолго до того, как это стало популярно.
У режиссера получился эдакий гимн феминизму. Сюжет строится на противостоянии двух женщин. Это очень сильные персонажи, крайне нетипичные для того времени (особенно в жанре вестерна!) и на их фоне все мужчины выглядят безвольными слабаками, служащими лишь в качестве декораций. Я уверен, что именно Джонни Гитара в последствии вдохновил Сэма Фуллера на создание «40 ружей».
Не обошлось и без анти-маккартистских аллюзий. Сценаристом выступил Бен Мэддоу, попавший в черный список в начале 50-х, и в толпе линчевателей легко угадывается комиссия HUAC.
Вся эта затея с обменом гендерными ролями и красочными костюмами могла легко провалиться, но Николасу Рею каким-то чудом удалось пройти по очень тонкому лезвию и соблюсти баланс: фильм получился экспериментальным, но вместе с тем по настоящему захватывающим. Недаром Серджио Леоне так сильно любил эту картину — определенную долю сюрреализма, присущую спагетти-вестернам, он подчерпнул в том числе и отсюда.
Естественно, что после выхода фильма на экраны, далеко не все поняли и приняли эту картину. Да что там говорить, этот фильм даже в наши дни воспринимается как нечто очень странное.
Одно можно сказать точно — остаться безразличным к этому вестерну очень сложно: его либо любят, либо ненавидят.
10)
The Searchers (1956) реж. John Ford
Абсолютный шедевр и вершина жанра.
Революционный фильм для своего времени. Тема расизма затрагивается здесь без лишней политкорректности, а герои никак не походят на типичных персонажей американских вестернов.
Итан Эдвардс, бывший солдат армии Конфедерации, возвращается с Гражданской войны на ферму к своему родному брату. Но радость оказалась недолгой. На ранчо нападают индейцы и убивает семью. В живых остается только маленькая девочка — Дебора, племянница Итана, похищенная команчами.
Итан немедленно отправляется на поиски вместе с приемным сыном семьи Мартином. Проблема в том, что Мартин — на 1/8 индеец, а Эдвардс ненавидит лютой ненавистью всех без исключения индейцев.
Их поиски затягиваются на долгие пять лет и со временем Мартин начинает сомневаться в истинных намерениях Итана. По всей видимости он хочет не спасти, а убить свою племянницу, потомучто она окончательно ассимилировалась и превратилась в одну из «них».
Итан Эдвардс — совсем не типичный герой вестерна. Он раздираем внутренними противоречиями и назвать его положительным героем язык не поворачивается.
Помимо неуживчиго характера и тяжелого нрава, он безжалостен к своим врагам: он снимает скальп с убитого команчи и стреляет в глаза погребенного индейца, чтобы его душа никогда не была свободной.
Безжалостно убивая всех на своем пути, он не столько пытается вернуть племянницу, сколько мстит за все страдания, выпавшие на его долю.
Его зацикленность на поисках Дебби граничит с помешательством. В первых сценах возвращения Итана на ферму он очень многозначительно переглядывается с женой брата, что наводит на мысли о том, что Дебби — на самом деле его дочка. И тем не менее, ненависть так глубоко сидит в его душе, что Итан готов ее убить…
Концовка так и вовсе шедевральна — Итан, так и не нашедший места в мирное время, навсегда остается одиночкой и уходит в пустыню, с чувством выполненного долга. И вот вроде бы типичный сюжет о мести превращается в историю о том, что именно любовь, а не слепая ненависть, поможет вновь обрести человечность.
Лучшая роль Джона Уэйна за всю его многолетнюю карьеру.