Crusade
Сегодня я хочу рассказать об одном из самых масштабных и амбициозных фильмов своего времени — «Крестовый Поход».
Крестовые Походы — это очень благодатная почва для кинематографа, но к этой тематике обращаются очень редко. Голливуд боится обидеть мусульман (либо евреев и христиан) и максимум на что может рассчитывать зритель — это на всякое политкорректное говно, типа Kingdom of Heaven (2005) Ридли Скотта.
Но все это могло измениться в далеком 93-м году, когда за дело взялся Пол Верхувен — талантливый и бесстрашный режиссер, никогда не боявшийся спорных и рискованных тем. Будучи большим поклонником этого исторического периода, Верхувен много знал про Крестовые Походы и хотел показать на большом экране их истинную суть, дав зрителю почувствовать нравы Средневековья.
Сценарий поручили Валону Грину — человеку, написавшему The Wild Bunch (1969), Sorcerer (1977), WarGames (1983) и прочие фильмы.
Как вы думаете, что получится если скрестить таланты Грина, подарившего нам The Wild Bunch (1969), и Верхувена, любящего кровь и расчлененку? Получится Crusade — возможно одна из самых кровавых картин своего времени.
Сказать, что этот фильм жестокий, значит не сказать ничего. Уровень насилия зашкаливает даже по меркам Верхувена! Это был настоящий Game Of Thrones своего времени — в сценарии постоянно упоминаются изнасилования, грязь и прочие радости Средневековья. При этом Валон Грин хорошо начитан, разбирается в материале и читать его прозу одно удовольствие.
У Верхувена на тот момент было за пазухой три крупных хита и ничто не предвещало беды: сценарий был готов, а в Испании уже возводили декорации.
В самый последний момент Верхувен и Шварценеггер проводили встречу с продюсерами, которые потребовали от режиссера гарантий, что бюджет не превысит 100 милионную отметку. Верхувен взорвался: «Что вы имеете в виду — гарантии? Не бывает никаких гарантий! Я не могу контролировать бога, как я могу вам что-либо гарантировать? Это абсурдно!»
Арнольд так описывает эти события: «Я пинал его под столом, чтобы он заткнулся, но он не унимался. Это был конец фильма. Пол всегда пытался быть честным, но можно быть немного более разборчивым в том, когда именно быть честным, а когда просто двигаться вперед с проектом. Было очень жалко».
В итоге студия Carolco Pictures свернула съемки и решила проинвестировать деньги в… внимание… в Cuttrhoat Island (1995)!!! Я надеюсь, что люди, принимавшие это решение, будут гореть в аду. Cutthroat Island обанкротил студию, став одним из крупнейших провалов за всю историю кино.
Ниже привожу пересказ сюжета.
Сценарий одно время активно гулял по интернету, но уже несколько лет как все линки мертвы. Я чудом нашел его в продаже за 18$ на сайте Lulu.
Фильм открывается сценой ограбления аббатства во Франции в 1095-м году.
Хаген (Шварценеггер) под покровом ночи проникает в монастырь, в то время как настоятель монастыря забавляется с двумя мальчиками-прислужниками в своих покоях. Хагена ловят с поличным и сажают в тюрьму. Аббат посылает за графом Эммихом, который насилует пятнадцатилетнюю девочку в бочке с виноградом. Закончив изнасилование он заключает: «Я объявляю этот урожай хорошо выдержанным».
Выясняется, что Хаген — внебрачный сводный брат Эммиха, которому отец завещал половину своего состояния. Аббат знает про это тайное завещание и заставляет Эммиха отдать ему четверть своих владений в обмен на смертный приговор Хагену.
Хагена приговаривают к повешению, но по счастливой случайности в монастырь приезжает папа римский Урбан II, который собирает людей на Крестовый Поход. После пламенной речи папы о том как мусульмане насилуют монахинь и притесняют христиан в Иерусалиме, Хаген чувствует, что это его шанс остаться в живых.
Ночью Хаген с помощью лампы нагревает кандалы, в которые закован, и выжигает у себя на спине крест. Его сокамерник Ари, бывавший в Самарии, рассказывает ему про Животворящий Крест и мощи Ионна Крестителя. Утром Хаген обножает свою спину и рассказывает о том как у него было видение, что он — рыцарь, присягнувший папе римскому в битве за Иерусалим. Поведав другие подробности своего сна, Хаген получает помилование и становится талисманом этого Крестового Похода. Его определяют под командование Эммиха, который до сих пор хочет смерти своего незаконнорожденного родственника.
По пути в Иерусалим Эммих и его приспешники нападают на еврейских молодоженов, оказавшихся на пути крестоносцев. Эммих хочет изнасиловать девушку прямо на глазах жениха, но Хаген за них вступается и навсегда уродует Эммиху лицо, раздробив его челюсть топором.
Градус ненависти между братьями повышается еще больше, но вместо того, чтобы просто убить Хагена, Эммих решает заставить его помучаться: в порту он продает Хагена и Ари в рабство берберским пиратам. Дальше следует красочная сцена взятия на абордаж корабля. Попав в плен, Ари, обнажив свой детородный орган и вспомнив пару слов по-арабски, убеждает захватчиков в том, что он — мусульманин, завершивший хадж в Мекку и захваченный в плен крестоносцами.
А между тем Хагена ждет незавидная судьба: прямо на его глазах кастрируют его друга (поистине жуткая сцена). Ари появляется в самый последний момент и спасает Хагена, выкупив его у изувера-хирурга. Выясняется, что дядя Ари — советник принца Ибн Хальдуна, правящего в Иерусалиме, и теперь Хаген будет частью его личной стражи. Выбора нет — либо рабство, либо служба у мусульманина. Единственный шанс сбежать — это дождаться осады города крестоносцами.
Между тем в Иерусалиме Хаген узнает правду — нет никакого преследования христиан. Евреи, мусульмане и христиане живут в мире и могут совбодно практиковать свою религию. Там же в Иерусалиме Хаген влюбляется в Лейлу, дочь Ибн Хальдуна. Лейла бережет девственность и поэтому косвенно наслаждается телом Хагена, подослав ему свою прислужницу.
Антиохия пала под натиском крестоносцев и в соженном, измотанном сражениями городе, царит голод. Крестоносцам нечем отпраздновать свою победу, но Эммих находит выход: «Я не вижу нехватки мяса в Антиохии. Я вижу овец, полных плоти, и нежных откармливающихся ягнят.» Крестоносцы совершают забой мусульманского населения и готовят из людской массы похлебку…
В это время в Иерусалиме мусульманская верхушка обсуждает возможность защиты города с помощью лучников из Дамаска. Но правитель Дамаска Дукак готов поделиться помощью только при условии, что ему отдадут в жены Лейлу. Ибн Хальдун дал слово дочке, что она сама будет выбирать за кого выйти замуж и поэтому решает, что можно избежать резни и попробовать договориться с крестоносцами.
Боясь, что Лейлу могут захватить в плен, принц отправляет ее в Наблус к своему брату; Хаген сопровождает Лейлу в качестве личной стражи. По пути на них совершается нападение: королевскую семью предает мулла Джарват — исламский фундаменталист, ненавидящий христиан и планирующий заставить Ибн Хальдуна начать войну с крестоносцами, в обмен на его дочку. Хагена не убивают, но зашивают в тело мертвого осла, оставив на кормежку червям и гиенам. Дальше следует очень натуралистическая и абсолютно омерзительная сцена освобождения из ослиной туши.
Хаген находит Джарвата, похищает Лейлу, но попадает в плен к людям Эммиха, которые по старой доброй традиции хотят ее изнасиловать. К счастью Лейле чудом удается сбежать, правда она снова попадает в плен к Джарвату, а Хагена отправляют к Эммиху, в лагерь крестоносцев. В лагере царит полнейший разврат и неорганизованность и вскоре на них нападают мусульмане, под предводительством Ибн Хальдуна.
Хаген, снискав славу провидца и талисмана Крестового Похода, вдохновляет своих собратьев на победу в очень красивой и поэтичной сцене: заходящее солнце проецирует его силуэт — в черных доспехах, убивающего толпы мусульман — на густую стену дыма. Он всаживает свой двуручный меч в спину одному из бойцов и меч становится похож на крест, омываемыей закатным светом… Крестоносцы, увидев в этом убийстве знак свыше, начинают одерживать победу и вскоре обращают мусульман в бегство.
Дальше следует масштабная сцена штурма Иерусалима, но Хаген в ней не участвует: ночью с помощью Ари он пробирается в город в поисках Лейлы. Джарват держит ее в плену и Хаген пытается его убить, но их поединок прерывается снарядом, попавшим в стену замка. Ари, Хаген и Лейла выходят на улицы павшего Иерусалима.
— Смерть евреям! — кричат крестоносцы, убивая женщин и детей.
— Евреи убили нашего Спасителя! Убейте их! Уничтожьте имя Израиля! — вторит им какой-то монах-отшельник.
На улицах идет резня.
Выясняется, что Ари — еврей. В толпе он видит своего дядю Якуба и бросается ему на помощь. В хаосе и под давлением огромной массы людей Ари оказывается заперт в синагоге, которую сжигают крестоносцы. Вместе с синагогой горит и Храм Гроба Господня с Животворящим крестом. Хаген врывается внуть, водружает крест себе на спину и подобно Христу выходит из объятого пламенем храма. Крестоносцы и простой люд заворожены этим зрелищем, они встают на колени и начинают молиться. Хаген понимает, что человек, обладающий Крестом, будет пользоваться огромной властью и поручает монахам спрятать его от чужих глаз.
Наступает пора финального поединка с Эммихом и Хаген в буквальном смысле слова разрезает пополам своего врага.
Видя какую репутацию снискал Хаген, рыцарь Годфри предлагает ему присягнуть себе, но Хаген, разочарованный и чувствующий отвращение ко всей этой заварушке, отказывается и уезжает вместе с Лейлой на ферму, чтобы вести тихую и спокойную жизнь.
Заканчивается сценарий титром: «Даже под пытками монахи Храма Гроба Господня отказались назвать месторасположение Животворящего Креста. Он никогда не был найден.»
Как видим, это был настоящий Верхувен — провокационный, бескомпромисный и очень жестокий. В жанр исторического приключенческого фильма умело вписано двойное дно, хотя на мой взгляд Верхувен перегнул палку с «хорошими» мусульманами и «плохими» христианами. Нельзя забывать, что евреи и христиане в Иерусалиме подвергались сильным гонениям: они могли исповедывать свою веру, но при этом их права ущемлялись буквально на каждом шагу. В мусульманских странах у иноверцев всегда одна судьба: их терпят до определенного момента.
История не знает сослагательного наклонения и оригинальный фильм теперь уже навсегда потерян для публики. Мы лишились потенциально одного из лучших фильмов 90-х годов. В итоге проиграли все: Верхувен, Щварценеггер, идиоты-продюсеры и конечно же зрители.
Лично я ставлю эту картину в один ряд с другим нереализованным шедевром — Дюной Ходоровского.
С другой стороны все не так уж плохо и безысходно. Сценарий не потерял актуальности и так хорошо написан, что до сих пор ходят слухи о том, чтобы реанимировать проект. Как знать, может быть мы когда-нибудь и увидим эту экранизацию.
Хотя оригинальное комбо — Верхувен + Шварценеггер все равно никому превзойти не получится.