Underworld U.S.A. (1961) реж. Samuel Fuller
Четырнадцатилетний Толли Девлин видит, как четверо неизвестных до смерти избивают его отца. Увиденное глубоко шокирует Толли и он решает во чтобы то ни стало отомстить убийцам. Проходит двадцать лет и мы видим, что жизнь очень сильно потрепала Толли — он фактически вырос в тюрьмах, занимаясь мелким криминалом.
По воле случая тюремная жизнь вновь сводит Толли с одним из убийц его отца и он, недолго думая, решает, что время для мести наконец пришло. Дело остается за малым — надо лишь выследить трех других убийц. Но к тому времени они все стали лидерами влиятельного криминального синдиката…
Представьте себе классический нуар, сделанный по всем лекалам жанра, но при этом в разы более мрачный и жестокий нежели аналогичные картины, снятые до него.
Гениальный Сэм Фуллер, прозябавший большую часть своей карьеры в категории режиссеров фильмов класса Б, как будто копил в себе этот материал долгие годы, чтобы потом в одночасье выплеснуть на экраны правду жизни. На мой взгляд, именно так и должен выглядеть идеальный нуар — без лишнего формализма, чересчур картонных героев и переигрывающих актеров. Режиссер с 17 лет работал криминальным репортером и хорошо знал этот мир, поэтому здесь нету фальши. Когда смотришь фильм Фуллера, то веришь буквально каждой детали на экране: бандиты и убийцы у него действительно показаны полнейшими ублюдками, не жалеющими никого на своем пути (сцена хладнокровного убийства ребенка шокирует даже по нынешним меркам). И даже главный герой очень не однозначен и по началу не вызывает особых симпатий.
Снятый в 61-м году, это фильм еще нельзя отнести к нео-нуару, но он уже слишком циничный для классического периода. И хотя принято считать, что классический нуар снимали с 40-го по 59-й год, лично я считаю, что этот период нужно продлить еще на два года и включить в список фильмов бесподобный Underworld U.S.A (1961).
Фуллер эффектно закрыл эпоху, сняв один из лучших образчиков жанра.