A Third Face: My Tale of Writing, Fighting and Filmmaking
Samuel Fuller
Сэм Фуллер относится к той редкой породе режиссеров, чьи фильмы всегда интересно смотреть. Не важно провал это или шедевр, главное, что в каждой его картине есть что-то особенное и необычное.
Сэм не гнушался работы и в основном снимал фильмы категории Б, снискав популярность у киноманов и коллег-режиссеров. Но пренебрегать его фильмографией ни в коем случае нельзя; все кто знаком с его творчеством согласятся, что за каждой, даже средненькой или неудачной картиной, стоит Творец с большой буквы. А у таких талантливых людей даже провальные ленты вызывают интерес.
Я смотрел все фильмы Фуллера, а потому с огромным удовольствием принялся читать его мемуары. Как и все талантливые режиссеры, Сэм оказался первоклассным рассказчиком.
Это был удивительный человек: бесстрашный, рисковый и очень принципиальный. Яркий индивидуалист по своей натуре, он всегда старался быть независимым и делать то, что интересно именно ему.
Молодость у Сэма была очень бурная: он успел стать самым молодым криминальным журналистом в Нью-Йорке, объездить всю Америку вдоль и поперек во время Великой Депрессии, стать голливудским сценаристом и пройти войну. Такое ощущение, что у него была адреналиновая зависимость, помноженная на природную любознательность. Ради интересного материала он с головой окунался в новое приключение, не особо задумываясь о последствиях.
Самая интересная часть мемуаров — это его военные воспоминания. В начале Второй Мировой он, не моргнув глазом, оставил успешную карьеру сценариста и пошел добровольцем на фронт, записавшись в пехоту.
Лично я оцениваю правдивость всех военных мемуаров по книге советского писателя Николая Никулина «Воспоминания о войне». Если человек начинает гнать какую-то невнятную патриотическую пургу и не рассказывает об ужасах войны, то он однозначно врет, либо не был на передовой.
Фуллер, что называется, вдоволь понюхал пороху. Он в буквальном смысле прошел всю войну — от пустынь Северной Африки до концентрационных лагерей Чехословакии, а кроме того был в числе солдат, высадившихся на пляжах Нормандии.
Читая его воспоминания, чувствуешь весь ужас происходящего на войне. Его история не настолько страшная и брутальная, как вышеупомянутая книга Никулина, но он тоже режет правду-матку, не стесняясь рассказывать свою точку зрения на происходящие события и людей, его окружавших.
Служба в армии очень сильно изменила Фуллера. Став именитым режиссером, он отказывался снимать многие масштабные фильмы о войне (The Longest Day (1962), Patton (1970), The Young Lions (1958)), просто потомучто видел в них сплошную ложь и лицемерие.
В последствии, его упорство и нежелание идти на поводу у студий окупилось и мы получили абсолютный шедевр военного кино — фильм The Big Red One (1980). Уже за одну эту картину Фуллеру можно ставить памятник.
Не менее интересны и политические взгляды Фуллера. Если судить по его фильмам, то он скорее был правым анархистом, отрицающим большое правительство, социализм и ставящим во главу угла свободу личности.
И тем удивительнее было читать о его либеральных взглядах.
Буквально на первых страницах своей автобиографии он признается в безграничной любви к американской конституции, а потом вдруг заявляет, что негоже американцам носить оружие (что вообще-то противоречит второй поправке к конституции США). При этом сам он ходил со стволом и, режиссируя фильмы, любил стрелять из пистолета в воздух, вместо того, чтобы кричать «Action!»…
Также Фуллер открыто презирал фашизм и коммунизм, но при этом дружил с омерзительным коммунистом Далтоном Трамбо. Он видел насквозь мерзкую суть коммунизма, но почему-то возмущался деятельностью HUAC и ненавидел тех, кто боролся с засилием красной заразы в Голливуде 30-40 гг. Фуллер крайне критично относился к черным спискам, но при этом был дружен с Джоном Уэйном, который состоял в MPA и активно боролся с коммуняками…
Подобных противоречий в его взглядах было великое множество. Складывается впечатление, что Фуллер был идеалистом, который зрил в корень, но при этом отказывался принимать суровую реальность такой, какой она есть.
Но больше всего в его автобиографии меня удивил тот факт, что он остался без работы, сняв две успешные независимые картины (речь о Shock Corridor (1963) и The Naked Kiss (1964)). Несмотря на то, что оба фильма отлично прошли в прокате, в Голливуде Фуллера почему-то в одночасье заклеймили сложным инди-режиссером, которому не чета работать с крупными студиями.
Напоминает историю Джона Милиуса, который фактически попал в черный список, сняв довольно успешный анти-коммунистический фильм Красный Рассвет (1984). Воистину, пути Голливуда неисповедимы.
Читать Сэма одно удовольствие. Его энтузиазм, бесстрашие и оптимизм обладают заражающим эффектом. Следуя его напутствиям, хочется жить и творить.
Фуллер так и не стал режиссером класса А, но очень сильно повлиял на мировой кинематограф, оставив после себя десяток потрясающих, неординарных фильмов. Как сказал Мартин Скорсезе: «Если вы не любите Сэма Фуллера, вы не любите кинематограф».