ЮАР — это не Европа, тут нужно хорошо постараться, чтобы найти старые красивые городки с нетронутой колониальной архитектурой. Поэтому я с особенным интересом ждал посещения моего следующего пункта назначения — Храаф-Рейнет.
Храаф-Рейнет — это такая мини-Голландия и неофициальная столица бурской культуры. Здесь много исторических зданий и монументов, а в окрестностях расположены природный заповедник Карру и Долина запустения.
Городок Джордж. Тут я делал пересадку.
Знак «автостопить нельзя». Обратите внимание на забор, он стоит на протяжении абсолютно всех дорог. ЮАР — фермерская страна, но вряд ли это все частная земля. Скорее всего забор ставят, чтобы на дорогу не выбегали животные.
Очень популярный знак, видимо в ЮАР плохо водят.
Чоткие пацанчики курят кальян на заправке.
Приехав в Храаф-Рейнет я поселился в B&B у милой пожилой африканерской пары. Старушка искренне поинтересовалась не является ли Украина частью России, а ее муж рассказывал как по молодости работал фермером и занимался охотой. Оба говорили на африкаанс и прекрасно владели английским.
Кстати говоря, это было для меня открытием. Я раньше думал, что белое население ЮАР говорит на английском, а африкаанс — это второй язык, который мало распространен, но все оказалось с точностью да наоборот. Причем степень владения английским очень сильно варьируется. Есть люди, которые говорят со стандартным африканерским акцентом, есть те, кто говорит на безукоризненом Queen’s English, а есть те, для которых английский — совершенно точно не родной язык. От чего это зависит я так и не понял.
На самом деле вся южная Африка англоязычная. Границы в свое время чертили, не принимая в расчет огромное количество народностей, проживающих на этих территориях, поэтому местные негры говорят друг с другом на английском. В Йоханнесбурге так и вовсе вавилонское столпотворение — там на улице только английскую речь и слышишь.
Храаф-Рейнет очень мил, не зря его называют «жемчужиной пустыни Карру».
В центре города стоит шикарная Нидерландская реформатская церковь — кальвинистская деноминация, появившаяся в ЮАР. В 2004-м году церковь прекратила своё существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов.
Городской музей, показывающий людской быт.
Огромная Библия.
Но особенно город красив с высоты.
Рядом находится Долина Запустения.
Неподалеку есть парк с животными, но это довольно унылое место. Посетить стоит только если вы проездом и нужно скоротать время.
Следующая остановка — Блумфонтейн.
В Блумфонтейне делать совершенно нечего, это грязный и неприглядный город. По меркам ЮАР уровень преступности не очень высокий, гулять можно.
Прямо в центре города стоит большой регбийный стадион. Народ очень любит этот вид сопрта.
Обязательный Мандела.
Судя по объявлениям, жителей Блумфонтейна очень интересуют аборты и увеличение пениса. Город буквально завешан этими листовками.
А еще в ЮАР узаконена полигамия. И это притом, что страна христианская и довольно религиозная. Гей-браки здесь кстати тоже легальны, но на них полигамия не распространяется.
Короче говоря, Блумфонтейн — убог, но зато здесь есть шикарный музей, посвященный Англо-бурской войне. Только ради него сюда и стоит заезжать.
Меня всегда поражало, что никто до сих пор не снял эпичное кино про эту войну, да и в других областях искусства она мало представлена. А ведь именно на ней появились полноценные снайперы, именно на ней британцы начали использовать концлагеря, а буры им в ответ устроили партизанский террор. Словом, это была первая настоящая война по правилам двадцатого века.
Музей классный и если вам интересна данная тематика, то его обязательно стоит посетить.
Едем дальше.
Дурбан.
Здесь перманентное лето и хорошие волны, поэтому серферы любят Дурбан.
Английские колонисты организовали в окрестностях города множество сахарных плантаций и вместо африканцев завезли рабочих из Британской Индии. В настоящее время в городе проживает крупнейшая индо-пакистанская община за пределами Индии и Пакистана.
Здесь даже есть отдельная вариация традиционного индийского блюда — дурбанское карри.
Уровень преступности в городе довольно высокий. Я прошел пешком через весь даунтаун по пути к пляжу и в некоторых местах довольно сильно напрягался. Вечером по городу лучше не гулять.
Если посмотреть статистику, то Дурбан даже более опасен, чем Йоханнесбург, но мне в это не верится. По Йобургу я бы никому не советовал разгуливать даже днем.
На этом моя первая поездка в черную Африку закончилась.
Было интересно, хотя я не знал чего ожидать: с арабами, латиносами, индусами, азиатами и европейцами я представлял как общаться и более-менее понимал специфику их стран. Африка в этом смысле была абсолютно белым пятном. Все оказалось не так страшно, даже больше скажу — африканский менталитет мне гораздо более симпатичен чем, например, арабский.
Есть такой дурацкий анекдот, что туриста от расиста в ЮАР разделяют две недели пребывания а стране.
Это полная глупость; проблема Африки не в черных, а в красных. Чем больше я путешествую, тем больше убеждаюсь в том, что коммуняки/социалисты у власти — это одна из важнейших причин бедности и проблем в любой стране.
Я уезжал под новости о том, что парламент страны провел закон отъема земли у белого населения. Эта ужасающая новость заставила меня осознать, что вполне вероятно, что когда я вернусь в ЮАР, я попаду уже совсем в другую страну. Страну, которая будет больше похожа на Зимбабве, нежели на развитое западное государство…
Мокшанским рабам не понять как они близки к этой Африке.