Южная Осетия ч.3

Чалисубани – гора Санеба

В Цхинвале к нам присоединились оставшиеся участники похода и мы поехали в долину Меджуда, в село Чалисубани. Как потом оказалось, долина Меджуда – это все, что получится увидеть в Южной Осетии…

Едем в Ленингор. Дорога местами плохая, но ехать можно. Погода мерзкая, стоит туман.
Где-то у села Бикар сворачиваем налево.

Долина Меджуда – место относительно неизученное. Вдоль речки стоят села, но не все из них обитаемы. Кто-то приезжает просто на лето к родителям, а кто-то использует их как дачи. К сожалению в Осетии (как южной, так и северной) идет отток населения в города и горные деревушки постепенно пустеют.

На карте видно, что вдоль реки Меджуда идет дорога и по ней можно доехать до самых отдаленных населенных пунктов (Ардыс и Двалианткари). Но приготовьтесь к тому, что “дорогой” это можно назвать очень условно – проедет только УАЗик или Нива (а лучше вообще ехать на лошади, чтобы окончательно не угробить машину). К тому же мы ходили по этой дороге пешком и насчитали около 18-ти бродов через реки.

Я стараюсь давать все названия на осетинском языке – т.е. так как они и должны звучать. На топографических картах они могут отличаться, потомучто Южная Осетия была в составе Грузии.

Едем в Чалисубани. По плану, мы начнем наш поход из этого села.

Теперь вся группа в сборе и завтра можно выдвигаться в горы. Крупный мужчина слева – это Альберт. Мы гостили у него дома.
На фото: Элла, Альберт, Ира, Ира, Дима.

Чалисубани – крохотная деревушка всего на несколько дворов. Электричества здесь нет (лишь вечером Альберт включает генератор на пару часов), а люди живут натуральным хозяйством.

Ниже по склону живут еще две семьи. Вот и вся деревня. Хотя для долины Меджуда – это густо, потому как обычно в селах живет по одной семье.

Вечером – обязательное застолье.

Осетинское застолье – это тема для отдельной статьи. Фактически, это ритуал никак не похожий на русское застолье.

Первый тост всегда произносится за единого Бога. Второй тост произносится за покровителя всех мужчин, воинов и путников Уастырджи. А третий тост посвящается поводу, по которому собрались гости.
Пить молча в Осетии нельзя. Каждого обязательно просят сказать тост. Я говорить тосты не люблю (и не умею), поэтому за все время путешествия по Осетии приходилось через силу что-то из себя выдавливать.
Пить, до того как выпил старший, тоже нельзя. Я таким образом лоханулся, когда путешествовал по Северной Осетии – произнес тост и сразу же выпил стопку коньяка. Меня хотели “оштрафовать” и заставить пить еще один стакан, но местный мужик вступился и отговорил 😉
В Южной Осетии больше пьют вино, а на Севере – араку и коньяк.

Застолье было потрясающим, а этот шашлык – без преувеличения лучший шашлык, что я когда-либо ел.

После плотного ужина сон.
На утро мы понимаем, что погода ужасная.

Альберт и вовсе заверяет, что никуда мы не дойдем. Решаем оставить рюкзаки и совершить однодневное восхождение на священную гору Санеба (2320 м). Там расположено древнее святилище, на месте которого в средние века был построен христианский храм.

Идем покорять вершину

Наш путь идет через густые, мокрые леса

А когда наконец выходим из лесов, неожиданно светит солнце. Это вселило в нас надежду, что не все так плохо и завтра погода выправится. Но как оказалось потом, это был единственный более-менее солнечный день за весь поход.

Идем по пояс в траве и выходим к заброшенной деревне.

Неподалеку стоит навес и буржуйка. Осетины любят сюда приезжать на различные праздники.

Поднимаемся все выше и выше

Слева, за облаками, гора Санеба – мы у подножия.

Вот, показалась родовая башня Тба

Виды потрясающие

На этой фотографии видно запустение долины. Огромные пространства и всего два жилых села: Исролисхеви и Двалианткари.

Наконец-то начался подъем на Санеба.

Делаем очередной привал. Отдыхаем. И тут… я вдруг вижу, что Дима и Элла притихли и смотрят куда-то наверх.
А там – огромный медведь! Меньше чем в ста метрах от нас!!!

Он ел какие-то ягоды и до поры до времени никого не замечал. Потом неожиданно поднял голову, увидел нас и куда-то быстро убежал.
Слава богу! Если бы это была медведица с медвежатами, я бы сейчас не писал эти строки.
Это были худшие 10 секунд в моей жизни, потомучто хуже всего на свете чувствовать себя абсолютно беспомощным. У нас с собой были лишь петарды, чтобы отпугивать зверей, так что если бы он на нас напал, спасения бы не было…

В обще говоря, Южная Осетия – это страна медведей. Их тут реально огромное количество, особенно в тех ущельях, где людей становится все меньше и меньше. Так что осторожней.
По пути на гору находим гильзу. Должно быть, охотники часто сюда наведываются.

После встречи с медведем, было принято решение не подниматься на Санеба и идти домой. Дима предлагал обойти гору с другой стороны, но мы от этой идеи отказались. Восхождения не получилось.