Южная Осетия ч.5

Задержание и выдворение из страны

Сегодня по плану нужно посетить Ущелье Белых Туальцев и доехать до Нижнего Эрмана.

Для начала едем в Цхинвал, в баню – помыться. Администратор сначала не хотел нас пускать и сказал, чтобы женщины и мужчины мылись раздельно. Подумал, наверняка, что мы приехали устраивать оргию. На Кавказе, сауны и бани – это фактически синонимы борделя.

В бане Дима еще раз звонит в МИД и радостно заявляет, что у нас есть разрешения и можно спокойно ехать. Дело в том, что начиная с села Едыс идет погранзона и нужны пропуска. Иначе – не пустят.

Едем по транскаму на север и сворачиваем на горный серпантин. Дорога ужасная.

Приехали в село Едыс.

Погранзона.

Называем фамилии и даем документы. Не пускают.
Дима звонит во все инстанции и пытается узнать почему нас нет в списках. Ждем час. Постепенно слух о нашем пребывании в Едысе доходит до погранцов в Эрмане. Они говорят, что сейчас подъедут. Наконец приезжает машина, из нее вываливаются два здоровяка с автоматами и говорят, что мы незаконно пересекли погранзону. Еще через час из Джавы приезжает какой-то начальник и говорит, что нас под конвоем отвезут в Цхинвал, в штаб КГБ.
Никто не представляется и имен не называет.

У нас полный шок, потомучто получены разрешения в МИДе и все согласовано с МЧС. Откуда такие проблемы?

Приезжаем в КГБ и нас отводят в камеру.

Обратите внимание на рисунок – три грузина давят змею на фоне церкви.

Мы оставили автограф.

Вместе с нами в КГБ сидела семья цыган, которых задержали в Ленингоре (насколько я понял, у них не было разрешения на торговлю). Цыгане немного понимали по-грузински и сказали, что пленные на стенах пишут как над ними издевались, били автоматами и заставляли мыть полы.

Кто-нибудь знает грузинский?

Основной контингент сидящих – грузины из приграничных сел.
У них у всех одна и та же история: пошел на огород и не взял документы, вот и повязали. Теперь плати деньги, либо сиди месяц до выяснения обстоятельств. Неплохой бизнес.

Наконец приходит большой начальник Роберт Газзаев и начинает на всех орать. Дима достает карты, объясняет маршрут, говорит, что согласовывал путешествие с МИДом, но все безуспешно.
Просидели в камере где-то час. Снова входит Газзаев и просит сдать мобильные телефоны. Мы его тут же шлем подальше и просим российского консула. Еще где-то через час идем на встречу с консулом. Обсуждаем ситуацию и спорим по поводу нашего задержания.
Тезисно:

1) Мы ведь получили по телефону разрешения в МИДе!
Нам говорят, что во-первых, разрешение выдается письменно (ложь, всегда раньше получали устно и погранцам было этого достаточно), во-вторых, никакого разрешения нам выдано не было (они якобы писали письмо с отказом в МИД), а в третьих, человек, который заверял нас по телефону, что все хорошо, не имел полномочий решать такие вопросы…
Более того, когда мы приехали в Едыс, погранцы сказали, что ищут нас уже три дня. Но зачем нас искать? Если ищут, значит знают, что отказ мы не получили, а если знают, что не получили, почему было не позвонить Диме по телефону? Он всегда был на связи.
Кто где накосячил сейчас уже не поймешь.

2) Ок, пропусков у нас не было, но ведь мы не пересекали границу в Едысе! Доехали до шлагбаума и стали там ждать. Никакого нарушения.
Оказывается (если верить Газзаеву), что в связи с предстоящей Олимпиадой и пятилетием августовской войны, погранзону сдвинули до села Згубир. Об этом естественно никому не сказали, а по дороге даже не поставили знаков и обозначений (деньги наверное магическим образом закончились).

Полный бардак на всех уровнях.
А еще хотят туризм развивать. Молодцы, ничего не скажешь – поймали опасных преступников! Могут собой гордиться.

Мы под расписку сдали паспорта дознавателю и нас наконец выпустили. На утро предстояло явиться в КГБ, получить документы и идти в суд.
Выходим из КГБ где-то в час ночи. Кругом кромешная темень – Цхинвал ночью почти никак не освещается.
В поисках жилья я приехал в дорогущую гостиницу Алан – там не было света и воды. Затем поехал в Ирыстон и снял простенький номер за 270 рублей. Снаружи – красивая сталинка, а внутри разваливающаяся советская гостиница.

На утро администратор гостиницы напутствовал меня словами “там, где прошел армянин, еврею делать нечего”.

Подходим к зданию КГБ – ровно в 9:30, как нам и было сказано. Ждем часа 3. Наконец нас отправляют в суд. Судья Тибилова штрафует каждого на 500 рублей за нарушение пограничного режима. Оплачиваем штраф в банке и опять стоим перед штабом КГБ – нас судили, но не выдали постановления суда. Сдаем паспорта и ждем на руки это постановление.
Диму, как гида, оставляют в камере еще на один день и шьют дело о незаконной предпринимательской деятельности.

И вот, мы видимо так сильно мозолили глаза КГБшникам, что они решили нас выдворить из страны…
ВСЕ, что могло пойти не так в этом путешествии, пошло не так. У меня такое в первый раз.

Выдворение – не депортация и въезжать обратно в Южную Осетию можно будет без проблем, но все равно очень неприятно. У меня было много планов: хотелось пройти сельской тропой по Знаурскому району, посмотреть башню Дзагина, город Ленингор, съездить в отдаленную грузинскую деревню Балаани, погулять по Кударскому ущелью. Все это придется осуществить в следующий раз.
Так что если вы собрались посетить Ущелье Белых Туальцев или какую-либо другую приграничную зону, согласовывайте свои действия не только с МИДом (письмо и сканы паспортов туда лучше отправлять за несколько недель), но и с ПС КГБ. И обязательно получайте пропуска в письменном виде.

Также наше задержание попало в новости.
Вот небольшая выдержка:

«Накануне на маршруте, по которому они планировала пойти, изменились погодные условия – прошел обильный снегопад, упала температура. Если бы задержание не было осуществлено, нам бы пришлось организовать поисково-спасательную операцию. В какой-то мере мы причастны к тому, что они с испорченным настроением, но в живых отправились на родину», – сообщил Колбин.

Господин Колбин решил себя обелить и заявил, что спас нам жизни. Это полный бред. Мы же видим как меняется погода и если бы опять стоял туман, лил дождь, а тем более прошел снегопад, мы бы никуда не пошли.

В процессе выдворения.

Показалось село Нижний Рук.

Доезжаем до Нижнего Зарамага и проходим без очереди (единственный плюс выдворения – это бесплатно и везде пропускают без очереди). На таможне нас впихивают в малюсенькую комнатку и 2 часа решают какие-то вопросы.
Вот, кстати та самая семья цыган.

Наконец нас рассаживают в попутки до Владикавказа.

Мы с Эллой застопили двух дагестанцев, которые ехали домой в Хасавюрт. Они оба силовики, работают в структурах и борятся с террористами. Исламистов презрительно называют “ваххабисты” и настроены очень про-российски.

“Их сверху крышуют. Допустим, происходит зачистка села, а нам начальство говорит, что вот этот дом не проверяйте, там все хорошо. Или был другой случай, зажали боевиков в горах, загнали в последний квадрант. Все, некуда им бежать. И тут нам по рации говорят, что операция сворачивается. Ничего не поделаешь, это приказ. И так постоянно.”

“Наемников много. Мы наряду с казахами и арабами ловили русских и молдаван!”

Говорят, что в Дагестане спокойно и можно приезжать отдыхать. А начнешь спрашивать поглубже и выясняется, что в горы ходить нельзя – периодически боевики убивают пастухов, посты ДПС на дорогах не стоят – их взрывают, а если ты ходишь с бородой (я не мусульманин, но у меня борода подстрижена на мусульманский манер), то будут постоянно таскать по отделениям милиции, а местные ваххабиты будут к тебе присматриваться на предмет вербовки.
Ну и все в таком духе.

За разговорами время пролетело незаметно и ночью мы доехали до Владикавказа. Заночевали в отеле Бегемот.
Девушки завтра уезжали домой, а я планировал дождаться Диму и поездить автостопом по Северной Осетии.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии