Душанбе – Дорога на Памир
В Душанбе у меня была вписка у Хайола, с которым мы познакомились через Каучсерфинг.
Я два дня жил в его квартире, что находится в 191-м микрорайоне. Это хоть и окраина Душанбе с новостройками, но полное ощущение, что попал в натуральные азиатские махалля: стоит мечеть, вокруг многочисленные кафе и конечно же рынок.
Хайол – памирец и рассказал много интересного про культуру и религию своего народа.
В первый день знакомства мы даже выпили с ним таджикского пива под названием “Гиссарское” – оно оказалось очень неплохим. Вот уж не думал, что в Таджикистане способны делать хорошее пиво.
Вид из окна:
Таджикский дворик:
Почти все достопримечательности Душанбе расположены на улице Рудаки. Архитектурное наследие города скудное, но по своему интересное – этакий микс сталинской архитектуры и восточных мотивов. Недаром городом назывался Сталинабад.
Иногда встречаются и вовсе удивительные постройки:
В центре города стоит огромный флаг. Но вот незадача: в Душанбе почти нет ветра, поэтому большую часть времени флаг висит.
Периодически встречаются вот такие суровые бородачи.
Столица Таджикистана вообще на удивление менее либеральная, чем Худжанд. В некоторых кафе на входе даже пишут, что распитие алкоголя категорически запрещено.
К сожалению, исламизация в Душанбе идет гораздо сильнее, нежели в других городах.
Бильярд под открытым небом
В общем и целом, в Душанбе скучно, поэтому задерживаться в городе не стоит. В Таджикистан надо ехать не ради древних руин и архитектуры (этого здесь почти нет), а ради горных пейзажей и прекрасных людей.
На третий день я наконец покидаю столицу и сердце мое бьется от волнения – я еду на Памир! Посещение Таджикистана я во многом затевал ради возможности посмотреть этот дивный горный край и вот уже совсем скоро я там окажусь.
Выхожу на позицию в 7 утра. День будет долгим…
При удачном стечении обстоятельств, дорога Душанбе-Хорог проходится автостопом за один день. Мне потребовалось два.
Быстро добрался до Вахдата, встал на выезде из города и тут случилось чудо – я застопил машину с красными дипломатическими номерами. Такие автомобили обычно никогда не останавливаются, а тут водителю видимо было скучно и он решил подобрать попутчика. Машина была новая, комфортная, с климат-контролем, а водитель как раз ехал прямиком в Хорог, сопровождая группу немцев из NGO.
Вот это везение!
Но не все так просто. У меня нет пропуска в ГБАО, а без этого не пустят на Памир.
Пришлось скрипя зубами просить высадить меня в Кулябе и идти делать пропуск (ОВИР как раз находится по правую сторону от арки при въезде в город).
Тетенька, что работает в ОВИРе поинтересовалась почему все путешественники едут именно в Куляб делать пропуска. Я объяснил, что в Кулябе их делают очень быстро, а в Душанбе нужно ждать 4 дня. Она просила передать всем, что лафа закончилась и она по каким-то причинам (я так и не понял почему) больше не может делать пермиты в ГБАО.
Тем не менее, пропуск она сделала за 10 минут и 20 сомони. Но впредь, говорит, надо будет делать в Душанбе.
Из Куляба доехал до Шуробада. Сначала долго никто не подбирал, а потом остановился какой-то мужик, который сперва угостил меня в кафе, а потом начал компостировать мне мозги:
– Почитай Коран, будешь чистым человеком.
– У тебя волосы убраны в хвост, это не по нормам ислама.
Ну и все в таком духе. Было неприятно и я постарался вырулить разговор на более нейтральные темы. Это был первый и последний раз, когда мне попадались подобные неадекваты в Центральной Азии.
На Шуробадском перевале стоит пост и у всех проезжающих спрашивают пропуск. На моих глазах даже остановили машину с дипномерами (!), так что проскочить не получится – пропуск в ГБАО делать надо.
После Шуробада я сел на обочину и стал ждать попутку в сторону Памира.
Траффик здесь значительно редеет, а дорога становится труднопроходима для легковушек.
Проехал Камаз и подбросил до ближайшей стройки. Сейчас эту дорогу делает бригада турецких рабочих.
Меня сразу же обступили, начали фотографировать и спрашивать куда я направляюсь.
Часть рабочих была таджиками, поэтому была возможность cкоротать время за беседами. Судя по разговорам, дорогу они будут ремонтировать еще очень долго.
Один турок, узнав, что я из России начал повторять заученные фразы-открывалки для знакомства с русскими девушками на курортах.
На этой позиции я впервые ощутил всю суровость предстоящего автостопа по Памиру. Все машины идут забитые, так что единственная надежда – это дальнобойщики. Но дальнобойщики ходят по этой дороге через день и как раз сегодня движения не было.
Мне пришлось ждать до конца дня…
Фото на память
Юсуф попросил сфотографировать его на фоне рабочего средства и прислать по почте фотку в кишлак. По приезду я распечатал фотографию и отправил заказным письмом, но не уверен, что оно дошло.
Один из строителей достал пожевать насвай – легкий наркотик, очень популярный в Центральной Азии. Его закидывают под язык и ловят кайф.
Мне от одного запаха стало друно.
Когда начало смеркаться я понял, что ночевать придется где-то в окрестностях, либо брести обратно 3км до Шуробада.
Строители сначала предложили заночевать у них в вагончике, а потом подвезли по дороге до кишлака Хирманджо. Здесь находится погранзастава.
Через реку – афганский кишлак.
Ночевать я решил в этой придорожной ошхоне.
Владелец Хаджи позволил остаться на одну ночь бесплатно.
За ужином поговорил с местными ребятами и в сотый раз услышал про то как убог и не смешон сериал «Наша Russia» (здесь это шоу вообще никто не любит), про работу в России, проблемы с регистрацией, взяточников-ментов и депортацию.
Наконец стемнело и пришло время идти на боковую. Я расстелил на пол пенку и лег спать прямо в одежде, накрывшись курткой. Ночью случился натуральный шторм – дождь лил как из ведра, а двери и окна постоянно хлопали от порывов ветра.
На утро наконец приехали дальнобойщики. Я напросился к одному из них в кабину.
Водитель (имя к сожалению не помню) ехал в Китай.
Хирманджо и Хорог разделяет всего 350 км, но ехать придется весь день.
Мы выехали в 9 утра, а прибыли в 9 вечера.
Без преувеличения, это самая живописная дорога во всем Таджикистане.
Вдоль трассы течет река, а на противоположном берегу Афганистан. Красота неописуемая!
Ехать было очень страшно (дорога местами опасная и находится в плохом состоянии), но где-то через 5 часов я просто-напросто устал бояться и попытался ловить кайф от поездки.
Я конечно ездил и по более жутким дорогам (см. Нагорный Карабах и Южная Осетия), но 12 часов в кабине с жесткой посадкой, да по серпантинам – это тяжело. Я запомнил каждую кочку на этом пути.
Недалеко от Ванча стоит пост, на котором менты берут взятки у дальнобойщиков. Как мне объяснил водитель – 5 сомонов, если едешь порожняком и 10 сомонов, если есть груз.
Через реку Пяндж – Афганистан. Едешь вдоль границы и понимаешь, что эти две страны разделяют века. У таджиков худо-бедно есть хорошая инфраструктура, современные машины и асфальтированные дороги, а на афганской стороне узенькая тропка, по которой закутанные в тряпки пастухи едут на ишаках…
В некоторых местах так и хочется перейти границу и погулять по Афганистану, но местные не советуют этого делать – все легкопроходимые места скорее всего заминированы.
По пути кто-то сломался. Каждый водитель обязательно останавливается и пытается помочь – в горах важна взаимовыручка.
Стемнело и ехать стало еще опаснее. Я под конец дня так устал, что мне уже было наплевать – лишь бы доехать.
В Хороге было очень темно.
Я вычитал в Lonely Planet, что в городе есть дешевый отель Pamir Lodge и направился на его поиски. Это было проблематично, ибо под вечер улицы опустели, а вывесок с названиями здесь нет. Я наткнулся на какого-то пьяного в стельку памирца, который вызвался мне помочь с поисками, но он был в таком неадеквате, что только мешал искать. Побродив по улочкам, я наконец от него оторвался и пошел искать отель самостоятельно.
Когда мне наконец объяснили его месторасположение, я случайно постучался не в тот дом. Мне открыла женщина по имени Беджубе и недолго думая предложила заночевать у них в доме (!). Так я впервые столкнулся с легендарным памирским гостеприимством.
На утро Беджубе угостила меня замечательным завтраком из манной каши и грушевого варенья.
Я поблагодарил хозяйку и ее семью и пошел заселяться в Pamir Lodge.