Battles Without Honor and Humanity

Battles Without Honor and Humanity I-V (1973-74) реж. Kinji Fukasaku

По своему влиянию на японское криминальное кино этот цикл фильмов (также известный как "Yakuza Papers") принято сравнивать с Крестным Отцом, хотя параллелей с шедевром Копполы здесь на самом деле очень мало. При всех достоинствах Крестного Отца надо признать, что Коппола все-таки создал политкорректную сказку о благородных мафиози, отказывающихся продавать наркотики и восстанавливающих справедливость тогда, когда легальные методы оказываются бессильны. Японский режиссер Киндзи Фукасаку, наоборот, в политкорректности никогда замечен не был и потому рубит с плеча.
Этой эпичной сагой режиссер раз и навсегда развенчал мифы о благородных якудза, показав их истинное лицо. Название "Битвы без чести и жалости" очень точно отражает происходящее на экране, потомучто ни у кого из героев нет понятий о чести и верности: все поголовно друг друга предают, убивают и плевать хотели на традиционный кодекс чести.

Действие разворачивается в послевоенной Хиросиме – голодной и хаотичной.
Сумасшедший калейдоскоп событий и лиц с трудом позволяет следить за происходящим на экране. При просмотре нельзя отвлекаться ни на секунду, иначе рискуешь потерять нить повествования. Уследить за всеми интригами и не потерять счет смертям позволяют многочисленные стоп-кадры с именами убитых и датами их смерти, а также закадровый текст, объясняющий происходящее. Правда в конечном итоге это мало помогает, потомучто фильмы слишком перегружены информацией.
Сюжет каждого фильма состоит из многочисленных встреч гангстеров, плетущих против друг друга интриги и заключающих временные союзы. Монотонное повествование время от времени прерывается взрывной порцией насилия, но нигде нету даже намека на романтизацию этого подпольного мира. Все действующие лица выставлены исключительно в негативном свете.
При этом создается ощущение, что Фукасаку совершенно не интересуется своими героями. На протяжении пяти фильмов мы почти ничего не узнаем об их личной жизни. Каждый гангстер на экране – это бездушный винтик, работающий в хорошо отлаженном механизме под названием якудза. По этой причине сложно ассоциировать себя с кем-либо из героев, не говоря уже о том, что количество персонажей зашкаливает все разумные пределы.
Здесь есть номинальный главный герой – гангстер Шозо Хироно, чья линия жизни проходит через все пять частей, но и на нем внимание режиссера долго не задерживается.

Фукасаку явно не интересовали детали, он выбрал масштаб в котором отдельные личности не имеют значения.
Тут же вновь проявились его анти-авторитарные наклонности: боссы безжалостно используют своих подопечных в качестве пешек в войне за территорию и влияние. Как говорится, "лес рубят – щепки летят". В конечном итоге низы мрут как мухи в череде бесконечных и бессмысленных войн, а главари всегда выходят сухими из воды.

В общем и целом это не лучший вариант, чтобы начать знакомство с творчеством Фукасаку, но все равно довольно любопытная серия фильмов про криминальный мир Японии. Главное уследить за хитросплетениями сюжета 😉
Из пяти частей я бы особенно выделил вторую. Там присутствуют наиболее очеловеченные персонажи, а также ярчайшая роль Сонни Чиба в роли отмороженного якудза.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии