Burn! (1969)

Burn! (1969) реж. Gillo Pontecorvo

Действие происходит в первой половине XIX века. На небольшой остров Кеймада, расположенный в Карибском море, прибывает агент британского правительства Уильям Уокер. Экономика острова полностью построена на экспорте сахара, а местное население – это чернокожие рабы, обреченные на жизнь в нищете и пожизненный труд на плантациях сахарного тростника. Цель Уокера – организовать революцию в этой маленькой португальской колонии и установить более лояльный режим, с которым Англии было бы проще вести бизнес. Вскоре, он находит подходящего кандидата (Жозе Долорес), способного возглавить восстание рабов и свергнуть правительство, но Уокер даже не подозревает, что сделав свой выбор, он исподволь создал нового народного героя…

Лично у меня со временем остается все меньше и меньше симпатий к различного рода революциям, революционерам и их “светлым идеалам”. Почти каждая революция заканчивается одним и тем же – дележом власти, разборками со своими бывшими соратниками и новым воровством. Как правило, лучше не становится, а шило меняется на мыло. И еще очень сильно повезет, если новый лидер будет воровать столько же, сколько воровал предыдущий. Обычно – наоборот, воруют еще больше, а жизнь становится хуже.

В фильме Burn! этот принцип работает на полную катушку. После успешного восстания и революции, жизнь на острове не становится лучше. Кеймада как был так и остается безвольным сырьевым придатком Европы (только теперь – это Англия), а бывший лидер революции не в состоянии что-либо изменить, потомучто его правительство насквозь коррумпировано и фактически подконтрольно британцам. Рабства на острове вроде бы нет, но таковы обстоятельства новой колониальной политики, что бывшим рабам приходится работать в еще более худших условиях…
Не выдержав новых порядков, взращенный Уокером революционер Долорес, вновь начинает бороться с режимом, но на этот раз он воюет с британцами – своими бывшими союзниками.

В кино тема революции затрагивалась очень часто и в основном с левых позиций. Burn! не стал исключением. Свои силы в очередной раз объединили два талантливых итальянских творца – режиссер Джило Понтекорво и сценарист Франко Солинас, известные миру скандальным фильмом The Battle of Algiers (1966).
Из всей плеяды кинематографистов, работающих в жанре политического кино, я особенно выделяю творчество Франко Солинаса. Можно сломать много копий на предмет его политических предпочтений (а Солинас всю жизнь был убежденным социалистом), но не признать его талант нельзя. Он всегда умудрялся создавать фильмы с сильным левым креном, но при этом обрисовывал цельную картину происходящего и никогда не шел напролом, очень деликатно подталкивая зрителя разделить свою точку зрения. Его фильмы всегда обладали двойным дном и работали на нескольких уровнях восприятия. Пресловутый протест и социалистический пафос у него дополняются драмой о человеческом достоинстве и верности своим идеалам, а это близко каждому человеку, независимо от его политических предпочтений.

На мой взгляд, Burn! – это вершина творчества Солинаса, наряду с A Bullet for the General (1966). В этой картине он как всегда прошелся по капитализму и империализму, но красная нить, проходящая через весь фильм – это торжество идеи над грубой силой, ибо самая большая в мире сила – это сила Идеи. Можно обладать сколь угодно большой армией, но нет ничего опаснее чем мысль, охватившая умы людей. Это наглядно показывает Уокер в начале фильма, завербовав Долореса и начав революцию, этим же отвечает Долорес Уокеру в конце…
Сильное и всегда актуальное кино.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии