Сомалийские пираты

Никогда бы не подумал, что в наше время вновь будут актуальны фильмы о морском пиратстве. Причем не какие-нибудь романтические экранизации классики, вроде “Острова Сокровищ” и “Одиссеи капитана Блада”, а самые настоящие фильмы на злобу дня.

В 2004-м году весь мир узнал о существовании сомалийских пиратов, не дававших покоя компаниям-перевозчикам, чьи суда ходили через Суэцкий Канал и Красное Море. Пользуясь своим удобным месторасположением (а траффик из Европы в Азию там идет огромный) и тем фактом, что у берегов Сомали сбрасывались токсичные отходы, уничтожившие почти всю рыбу, бывшие рыбаки взялись за оружие и придумали новый бизнес – грабить транспортные суда.
Этот сюжет так и просится на большие экраны, поэтому съемки фильмов были лишь вопросом времени. И вот к концу 2013-го года мы имеем две замечательные картины на эту тему.

Captain Phillips (2013) основан на реальных событиях. Настоящий капитан Ричард Филлипс был захвачен в плен сомалийскими пиратами в апреле 2009 года на судне MV Maersk Alabama. Во время рейса из Омана в Момбасу, Филлипса предупреждали о чрезмерной активности сомалийских пиратов в той местности, через которую ему предстоит плыть, но он проигнорировал все предупреждения и срезал часть пути, пройдя слишком близко от сомалийского берега. В результате, всю команду взяли в заложники.

Датская картина A Hijacking (2012) – это выдуманная история, хотя и выглядит куда более реалистично. По сюжету, компания-перевозчик ведет изнурительные переговоры с пиратами о выкупе команды и пытается найти компромисс, не желая обанкротиться, заплатив астрономическую сумму.

Оба фильма держат зрителя в напряжении с первой до последней минуты и отлично друг друга дополняют.
Captain Phillips – это такой типичный “большой голливудский стиль”, с военными крейсерами, бравыми американскими солдатами и взятием судна на абордаж, тогда как A Hijacking – история более аскетичная и камерная. Там нет героев-одиночек и никто даже не дает отпор пиратам, при захвате судна. Фильм датчан больше сосредоточен на психологии людей, вовлеченных в эти события. Тут у всех своя правда: у пиратов нет средств к существованию, топ-менеджеры в Копенгагене не желают терять огромные деньги, ну а простые люди, попавшие в плен, просто пытаются сохранить человеческий облик и выдержать все муки и лишения, на пути к желанной свободе.
Отдельно хочу упомянуть датского режиссера Тобиаса Линдхольма, снявшего эту картину. Линдхольм до этого прославился тем, что вдохнул новую жизнь в жанр тюремной драмы, сняв один из лучших фильмов на эту тему – R (2010). Его корни в датской догме отчетливо видны на экране – ни в одном кадре нет стилизации и киношного лоска, а действие максимально приближено к реальности.

С учетом того, что за последний год сомалийским пиратам не удалось захватить ни одного судна, вполне возможно, что эти фильмы сняты на излете десятилетия пиратского разгула и перед нами своеобразное подведение итогов этой поры.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии