Спагетти-вестерны ч.2

На данный момент мною отсмотрено около 130 спагетти-вестернов. Я очень люблю этот жанр, поэтому переворошив кучу фильмов, решил сделать топ лучших картин, чтобы новичкам было проще ориентироваться в этой бездне материала.
Этот пост можно рассматривать в качестве небольшого путеводителя по жанру.

Данный топ полностью исключает картины Серджио Леоне, потомучто они все шедевральны и смотреть их стоит в любом случае – даже если вы не поклонник спагетти-вестернов.


ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ВЕСТЕРНЫ

Спагетти-вестерн – это сам по себе очень необычный жанр, но и в его пределах режиссеры умудрялись экспериментировать и удивлять публику. Может быть не всегда у них получалось внятное кино, но просмотра такие фильмы все равно заслуживают.

1)

¡Mátalo! (1970) реж. Чезаре Каневари (Cesare Canevari).

Стопроцентный психоделический вестерн.
Что там еще снимали в этом ультра-редком жанре? Я вспоминаю только El Topo (1970), да и то, у Ходоровского не было цели снимать вестерн.
В Mátalo мало диалогов, но много необычных ракурсов, слоу-моушена и просто-напросто сюрреалистичных сцен. Почти весь фильм за кадром играет психоделика и арт-рок, а главные герои скорее напоминают хиппи, чем стереотипных злодеев жанра.
Атмосфера полнейшего безумия передана отлично, но особенно меня поразила финальная дуэль на… бумерангах. Режиссер видимо был под кислотой или старался воссоздать ощущение психоделического трипа.

2)

Django Kill (1967) реж. Джулио Квести (Giulio Questi)

Еще один сюрреалистичный фильм. Ирреальность просиходящего начинается с первых кадров, когда главный герой восстает из мертвых, подобно Иисусу: два индейца находят в пустыне могилу, в которой лежит гора трупов и один полуживой человек. Чудом уцелев после расстрела, наш герой залечивает раны и направляется в ближайший город, чтобы отомстить своим бывшим подельникам. Но по прибытии в город, он обнаруживает, что все его “коллеги” по бизнесу убиты, а в самом городе начинается грызня за украденное золото…

Описывать происходящее довольно сложно, потомучто не хочу вас лишать удовольствия самостоятельно окунуться в эту психоделическую атмосферу. Оригинальный Джанго любят называть готическим вестерном из-за его необычного антуража и настроения, но Django Kill его в этом отношении переплюнул.
Также этот фильм по праву считается одним из самых кровавых спагетти-вестернов в истории – через неделю после выхода в прокат, итальянские власти конфисковали картину и вырезали оттуда все сцены насилия. Конечно каких-то совсем запредельных истязаний тут нет и современного зрителя фильм вряд ли шокирует, но местами создается ощущение, что режиссером был Лючио Фульчи.

3)

Death Sentence (1968) реж. Марио Ланфранки (Mario Lanfranchi)

Одинокий стрелок последовательно мстит своим обидчикам. Фильм поделен на 4 части и в каждом сегменте герой находит оригинальный способ расправиться с очередным злодеем.

Сюжетно и визуально, фильм вполне укладывается в каноны жанра, но его темп, эпизодическая структура и атмосфера очень выделяется на общем фоне. Не говоря уже о сюрреалистичной концовке, с очень необычным злодеем, облаченным в белый костюм (это кстати интересная деталь – в спагетти-вестернах частенько фигурируют плохиши, одетые в белый цвет).
Я даже не знаю, что именно так выделяет этот фильм среди других представителей жанра, но чувствуется, что Ланфранки снимал исключительно для себя, не особенно утруждаясь тем, впишется ли картина в общий поток. Собственно говоря, это единственный макаронный вестерн в его фильмографии; больше он к жанру не обращался.

4)

And God Said to Cain (1970) реж. Антонио Маргерити (Antonio Margheriti)

Что получится если скрестить фильм ужасов и спагетти-вестерн? Получится And God Said to Cain (1970). С точки зрения сюжета, фильм прост как две копейки. Это фактически римейк A Stranger in Paso Bravo (1968) – такой же схематичный “revenge” без каких-либо сюжетных поворотов.
Главные козыри картины – это атмосфера и антураж. Почти все действие фильма происходит под покровом ночи и если в предыдущем фильме Маргерити – Vengeance (1968) – были лишь намеки на хоррор, то тут режиссер отрывается по полной. Его прошлое в качестве постановщика фильмов ужасов видно невооруженным глазом и если есть на свете настоящий гибрид хоррора и спагетти-вестерна, то это однозначно And God Said to Cain (1970).

P.S. Если интересна подобная хоррор-эстетика, то есть смысл также посмотреть Django The Bastard (1969).

5)

Blindman (1971) реж. Фердинандо Бальди

История слепого самурая Затоичи, переложенная на спагетти-вестерн.
Слепой наемник сопровождает 50 женщин на пути к рудникам, где работают их мужья. Его нанимают для транспортировки и охраны, но по дороге слепца предают его же соратники и продают женщин в рабство крупному мексиканскому бандиту. Главный герой вынужден ехать в Мексику, чтобы вернуть свой “товар” и выполнить обязательства.
На первый взгляд идея слепого стрелка на Диком Западе кажется абсолютно бредовой, но Бальди сумел разумно воспользоваться материалом и снять вполне адекватное кино. Происходящему на экране веришь, хотя сюжет фильма и повествование постоянно заставляют чувствовать какую-то сюрреалистичность происходящего, несвойственную рядовым спагетти-вестернам.
Также эта картина поставила абсолютный рекорд по женской обнаженке, что совсем не характерно для жанра. Ко всему прочему, одного из плохишей играет, немного-немало, сам Ринго Старр!
Случайного зрителя эта картина скорее всего озадачит, а вот преданным фэнам жанра я ее всячески рекомендую к просмотру. В данном случае, “странно” – это хорошо.

6)

Cut-Throats Nine (1972) реж. Joaquín Luis Romero Marchent

Поразительный по своей красоте и беспощадности вестерн. По уровню насилия эта картина с легкостью затмевает Django Kill (1967), а вечно помешанный на расчлененке Лючио Фульчи со своим Four of The Apocalypse (1975) и вовсе выглядит смешно и нелепо.
В 72-м году, на закате спагетти-вестернов, выходит на экраны эта странная жанровая аберрация. Все здесь необычно: режиссер – испанец, съемки проходили зимой (картина относится к редкому поджанру зимнего вестерна), а по жанру это скорее survival, нежели вестерн в чистом виде.

Два аспекта выделяют эту картину на общем фоне: зашкаливающее насилие и съемочные локации.
Во-первых, это действительно очень жестокий и кровавый фильм. У меня было ощущение, что режиссер смакует каждое убийство и каждую секунду экранного насилия. Причем стреляют здесь нечасто, зато ножи и мачете идут в дело с завидной регулярностью.
Во-вторых, фильм в очередной раз подтверждает крылатую фразу Высоцкого, что “лучше гор могут быть только горы”. Снятая в испанских Пиренеях, картина по красоте пейзажей с легкостью может потягаться с зимним шедевром Корбуччи The Great Silence (1968). Горные ландшафты здесь служат не просто красивой подложкой, а полноценным участником действия, олицетворяя могучую природную стихию. А самое главное, что здесь нигде не видно бутафории: снежные метели настоящие, собачий холод чувствуется через экран, а актеры действительно снимались в горах, в тяжеленных условиях. Это добавляет аутентичности и без того сырому, циничному и безкомпромисному фильму.

Удивительное кино! Слабонервным лучше не смотреть, ну а всем кто любит кино пожестче я настоятельно рекомендую не пропускать.

7)

The Silent Stranger (1968) реж. Луиджи Ванци (Luigi Vanzi)

Лично мне до сих пор непонятно, чем так серия фильмов о Незнакомце зацепила зрителей, что понадобилось снимать целых четыре официальных картины. На мой взгляд, это довольно слабый сериал, а первые две части – так и вовсе убожество. Больше скажу, если бы я увидел оригинал, мне бы и в голову не пришло ходить на продолжения.
Интересно становится лишь начиная с третьего фильма, в котором Незнакомец отправляется в Японию…
Обычно, когда героя пытаются отправить в космос в какую-то непривычную для него среду, это явный признак кризиса и недостатка оригинальных идей. Но данный фильм – это исключение из правила.

The Silent Stranger (1968) получился потрясающим и первая попытка скрестить дикий запад и восток (за 3 года до Red Sun (1971), между прочим) удалась на славу. В картине наконец появился юмор, который не влияет пагубным образом на серьезную часть фильма, а большой бюджет и японская натура несказанно радуют глаз.
Сложно в это поверить, но фильм органично сочетает в себе положительные стороны спагетти-вестерна и самурайского фильма…

Тони Энтони вспоминал, что картину было очень тяжело снимать – несколько раз тайфуны под чистую уничтожали съемочную площадку, а конец съемок омрачился внутренней борьбой в MGM. В результате, картину пришлось отложить на полку на целых 7 лет, а финальный продукт, который мы наблюдаем сегодня – это порезанная версия, которая по словам Энтони далека от начального плана.
Но даже в такой несовершенной форме, The Silent Stranger (1968) превосходит все самые смелые ожидания. Лично я был искренне удвилен как третья часть довольно скучной франшизы может получиться такой неординарной и интересной.

8)

Four of The Apocalypse (1975) реж. Лючио Фульчи (Lucio Fulci)

Жители маленького городка в Юте решают положить конец творящемуся беспределу и однажды ночью убивают всех бандитов и асоциальных элементов, населяющих их город. Под раздачу попадают и четыре главных героя, оказавшихся не в то время, не в том месте, но в виду их относительной безобидности, их сажают в тюрьму и решают повесить следующим днем. К счастью утром, перед казнью, шериф берет у них взятку и отпускает на все четыре стороны без гроша в кармане.
Очень неоднозначный фильм, который сильно выделяется не только среди творчества Фульчи, но и на фоне других вестернов. Он относится к так называемым “twilight spaghetti-westerns” – т.е. спагетти-вестернам, снятым на закате жанра. Они характеризуются мрачной атмосферой и минорным настроением. И именно Four of The Apocalypse стал первой ласточкой в этом поджанре, задав тон всем последующим картинам.

Фульчи явно пытался снять серьезное кино и вдохнуть жизнь в своих героев: много времени уделено роману между двумя персонажами и даже есть сцена рождения ребенка, что совсем нетипично для вестерна. Фильм можно было бы даже назвать романтичным, но он во-первых очень странный, а во-вторых тут то и дело видны садистские наклонности режиссера и его тяга к показу насилия. Например, главный злодей (потрясающая роль Томаса Милиана) любит пытать своих жертв и олицетворяет настоящее, первородное зло, также есть эпизод каннибализма, а некоторые сцены насилия могут потягаться с вышеупомянутым фильмом Джулио Квести.

9)

The Fighting Fists of Shanghai Joe (1973) реж. Марио Кайано (Mario Caiano)

После выхода Red Sun (1971), в спагетти-вестернах наметилась краткосрочная мода скрещивать цивилизации и культуры. The Fighting Fists of Shanghai Joe стал первым фильмом скрестившим китайские единоборства и реалии дикого запада. На мой взгляд, он же стал и лучшим представителем этой моды.
Здесь совсем нет известных актеров (один лишь Клаус Кински появляется на пару минут), мизерный бюджет, а главный герой до этого почти нигде не играл и был инструктором карате в Риме.

Тем не менее, с такими ограниченными ресурсами, Кайано смог снять очень неплохой жанровый гибрид, предвосхитивший “Шанхайский Полдень” Джеки Чана. Конечно, назвать фильм качественным у меня язык не повернется: тут полным-полно недочетов, а сцены драк сняты из рук вон плохо (вот что значит сэкономили на гонк-конгских мастерах). Но все свои недостатки эта картина компенсирует драйвом и искренним желанием развлечь публику.
Скучно точно не будет – фильм нигде не провисает, а во второй половине откуда-не-возьмись на зрителя начинают сыпаться редкие, но жуткие сцены насилия, достойные картин вроде Cut-Throats Nine (1972) и Django Kill (1967). Финальная разборка между двумя китайцами попахивает откровенным маразмом, но это только добавляет шарма картине.

Странный, но забавный фильм. Смотреть однозначно стоит, но не завышайте ожидания.

10)

Captain Apache (1971) реж. Александр Сингер (Alexander Singer)

Этот топ хочется замкнуть на фильме, который придает новое значение словосочетанию “клинический маразм”.
Ли Ван Клиф исполняет роль капитана американской армии, индейского происхождения, которому поручают распутать убийство. В этом фильме он: исполняет заглавную песню “They call him Captain Apache”, носит модную кожаную курточку, трипует на кислоте, оголяется в индейской резервации, конфликтует с геями-близнецами и пытается понять смысл словосочетания “апрельское утро” – таковы были последние слова убитого. Также на протяжении всего фильма почти каждый персонаж презрительно обзывает его краснозадым 😉

Это своеобразный “План 9 из открытого космоса” на Диком Западе – легендарная картина, имеющая репутацию худшего евро-вестерна в истории.
Действительно, неадекват здесь зашкаливает почти в каждой сцене.
Отдельно стоит упомянуть идиотский парик Ли Ван Клифа. В поздних картинах он частенько носил на голове какое-то мохнатое недоразумение, но в этом фильме Клиф превзошел даже самого себя.
Технически, фильм нельзя отнести к спагетти-вестернам – это британо-испанская ко-продукция с американским режиссером, но ради такого маразматичного недоразумения можно сделать исключение и включить в топ.
Кстати говоря, снял это кино Александр Сингер – друг детства Стенли Кубрика.
Классический пример фильма категории “so bad it’s good”. Тем и интересен.

Дальше привожу парочку странных картин, но не в качестве рекомендации, а просто как указание на то, что они существуют. Может быть кому-то будет интересно.

Comin’ at Ya! (1981) реж. Фердинандо Бальди (Ferdinando Baldi)

Один из тех редких вестернов, что снимали в 80-х годах.
Навариться на некогда успешном жанре уже не представлялось возможности и Тони Энтони (звезда сериала про Незнакомца) пришла в голову необычная идея – снять фильм полностью в формате 3д.

Увы, но никакого 3д эффекта я в картине так и не увидел. Не знаю, что тому виной – мои глаза или паршивость доступной копии, но по всей видимости у меня проблемы со старым 3д форматом (там, где используются анаглифные очки). Через 10 минут мне становится некомфортно и начинают болеть глаза.
Сам фильм ничем интересным не запоминается. Здесь предельно простая история, но зато очень много slow-mo: картину снимали исключительно для того, чтобы во всей красе показать 3д эффекты. Причем сам по себе эффект трехмерности Бальди использует очень грубо: на зрителя постоянно летят разные предметы и тянутся руки злодеев (отсюда и название ленты). На некоторых сценах режиссер теряет всякое чувство меры и затягивает их всех всякой меры, смакуя пресловутый 3д эффект.

Самое удивительное, что картина имела большой успех и основательно всколыхнула киноиндустрию, воскресив моду на трехмерность.
Если я не ошибаюсь, то это единственный 3д вестерн в мире. Тем и интересен.

The Stranger and the Gunfighter (1974) реж. Антонио Маргерити (Antonio Margheriti)

Мастер восточных единоборств из Китая и вольный стрелок объединяют силы в поисках золота, карта к которому вытатуирована на заду четырех девушек.
Уже по синопсису можно сделать вывод о качестве фильма…
Еще один представитель моды на скрещивание культур. Где-то это сделано хорошо, как например в The Fighting Fists of Shanghai Joe (1973) и в комедии Корбуччи The White the Yellow and the Black (1975), а где-то ужасно – как здесь.
Картина, как и почти все комедийные вестерны, ужасно не смешная и очень скучная. Китаец суетлив, знает кунг фу и обладает секретной восточной мудростью, какой ее принято изображать в западной культуре. Ли Ван Клиф неплох в редком для себя комедийном амплуа, но даже он не спасает ситуацию. За всех отдувается лишь чокнутый священник с пистолетом.
В общем и целом, объединить восточные единоборства и дикий Запад – это отличная идея, но достойно реализована она будет лишь в вышеупомянутом Шанхайском Джо и в фильмах Джеки Чана…

Take a Hard Ride (1975) реж. Антонио Маргерити (Antonio Margheriti)

На этот раз Маргерити решил попробовать скрестить вестерн и жанр blaxploitation. Логика такого эксперимента вполне очевидна: в 75-м году спагетти-вестерны полностью умерли, а вот blaxploitation был на пике популярности.
Главные действующие лица – это негры, а на главных ролях Фред Уилльямсон и Джим Браун. Негры на Диком Западе – что в итальянском, что в американском кино – это довольно редкое сочетание и для аутентичности сюда подключили ветерана жанра Ли Ван Клифа. К сожалению, как и в предыдущей картине Маргерити, он не спасает ситуацию.
Фильм нудный, блеклый и неинтересный, хотя многие люди его любят. Я этих симпатий не разделяю.
И тем не менее, как бы плох не был фильм, не стоит забывать, что все могло быть значительно хуже: картину могли превратить в комедию (см. год выпуска) и тогда бы это было абсолютно несмотрибельно.

P.S. Парик Ли Ван Клифа, который он носил в своих поздних картинах, настолько ужасен, что автоматически делает каждый фильм немного хуже, чем он есть на самом деле.

Little Rita Of The West (1967) реж. Фердинандо Бальди (Ferdinando Baldi)

Единственный в мире спагетти-мюзикл.
Сюжет простой – маленькая девочка умеет хорошо и быстро стрелять. Она хочет избавить Запад от бандитов и в этом ей помогает вождь индийского племени, который считает, что все зло в мире от золота…
Что тут можно сказать? Мягко говоря – фильм на любителя.
Песни все скучные, а картина явно расчитана на детскую аудиторию. Фактически, эта лента была способом раскрутки для восходящей итальянской поп-звезды Риты Павоне, поэтому если вы поклонник ее творчества, то и фильм вам понравится. Я – не поклонник 😉
Также присутствует пара приколов и отсылок для любителей жанра (в определенный момент появляются персонажи по имени Ринго и Джанго из одноименных франшиз).

Get Mean (1975) реж. Фердинандо Бальди (Ferdinando Baldi)

А вот этот фильм удивит даже бывалого зрителя.
Это заключительная часть франшизы про похождения Незнакомца. На этот раз наш герой приезжает в пустынный город и встречает ведьму, которая нанимает его сопровождать королевскую особу к себе на родину – в Испанию. Но преодолев океан и прибыв в Старый Свет, Незнакомец оказывается втянут в военный конфликт. Оказывается, что в Испании идет война между рыцарями, маврами и… приготовьтесь… викингами!!!
В 75-м году жанр был уже окончательно мертв и ушлые продюсеры старались хоть как-то выкрутиться и придумать что-то новое. На этот раз идею подкинул исполнитель главной роли – Тони Энтони.
Кино получилось маразматичным. Сама по себе задумка довольно любопытная, но реализация оставляет желать лучшего, хотя и видно, что продюсеры основательно вложились в постановку.
Смотреть стоит лишь самым упертым любителям жанра.

Также стоит упомянуть картины The Price of Power (1969) и Price Of Death (1971).

Они интересны тем, что это детективы в антураже спагетти-вестерна. Экшена здесь по минимуму, а упор делается именно на детективном расследовании. Для кого снималось подобное кино мне не совсем понятно – по-моему оба фильма крайне скучные.

МУЗЫКА

Также спагетти-вестерны знамениты своими сочными саундтреками.
Я не очень слежу за музыкой в фильмах, но если говорить о заглавных песнях, то мой топ выглядит так:

1) Django (1966)
2) Return Of The Ringo (1965)
3) Johnny Yuma (1966)
4) Those Dirty Dogs (1973)
5) Arizona Colt (1966)
6) Time Of Massacre (1966)
7) Viva Django (1968)
8) They call me Trinity (1970)
9) Companeros (1970)
10) Ben and Charlie (1972) *

* Alternate Title Sequence

Как-то так.
Достойных фильмов было снято очень много, но это мой субъективный взгляд на жанр.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии