Eurocrime

Если русская литература вышла из Гоголевской “Шинели”, то почти весь жанр Eurocrime (“Poliziotteschi” – ит.) появился на свет благодаря фильму Грязный Гарри. Картина Дона Сигела в свое время наделала много шума и основательно всколыхнула общественность (да и продолжает это делать по сей день), но нигде так сильно не проявлялось ее влияние, как в многочисленных итальянских поделках.
В начале 70-х годов жанр спагетти-вестернов почти полностью себя исчерпал и ушлые итальянские дельцы решили копировать популярные американские картины про гангстеров и беспринципных копов. В результате все итальянские актеры пересели с лошадей на мотоциклы и сменили кольты на узи и автоматы. Визуальные изыски и символизм спагетти-вестернов почти полностью улетучился, сменившись сырой, полудокументальной манерой съемки, а саундтреки стали менее хитовыми и запоминающимися (на мой взгляд, лучший саундтрек в еврокрайме можно услышать в фильме The Beast With a Gun (1977)). Причем, идеологически тоже произошли любопытные метаморфозы: спагетти-вестерны почти всегда были с сильным левым уклоном, а вот в еврокрайме преобладала правая рефлексия. Фильмы про бандитов удачно легли на реальные мафиозные разборки и теракты, происходящие в то время в Италии и поэтому режиссеры никак не пытались очеловечить преступников, всегда занимая сторону полиции.

Предлагаю вашему вниманию десятку лучших фильмов жанра по моему мнению.
Здесь же надо сделать важное замечание. Eurocrime всегда был эксплуатационным жанром, делающим упор на насилие, погони и обнаженку, поэтому к нему нельзя приписывать фильмы Дамиано Дамиани, Паскуале Скуитьери и прочих итальянских режиссеров, снимавших серьезное кино про мафию.


Топ 10 (порядок не важен):

1)

Revolver (1973) реж. Sergio Sollima

Бандиты похищают жену начальника миланской тюрьмы Вито Чиприани и угрожают убить её, если тот не вытащит из тюрьмы некоего Майло. Вскоре выясняется, что Майло — опасный свидетель, и преступники просто хотят его устранить. Начальнику ничего другого не остается, однако, когда преступник оказывается на свободе, Вито сам берет его в заложники, поняв, что для мафии этот парень чем-то интересен, а для него он является единственной гарантией освобождения жены.
Вскоре полицейский и преступник объединяют силы и пытаются вместе выпутаться из этой истории.

Кто бы мог подумать, что одна из лучших ролей в карьере Оливера Рида будет не в фильмах Кена Рассела, а в итальянском еврокрайме. Старый добрый Олли, будучи явно подшофе буквально в каждой сцене фильма, умудряется выдавать потрясающую актерскую игру. Рид сумел превратить свой алкоголизм в плюс: его персонаж почти на всем протяжении фильма находится на грани нервного срыва.

Концовка у фильма очень антиклиматична, но лишь добавляет реализма картине. Скорее всего вот так и завершилась бы подобная история в реальной жизни…

2)

Il boss (1973) реж. Fernando Di Leo

Последний фильм в трилогии “Milieu Trilogy” от Фернандо Ди Лео повествует о суровых трудовых буднях киллера, работающего на мафию.

Наемный убийца Ник Ланцетта (Генри Сильва) выполняет поручение своего босса Дона Джузеппе и убивает нескольких крупных мафиози. Оставшийся в живых лидер вражеского клана не намерен с этим мириться и в отместку похищает дочку Дона Джузеппе, требуя за нее крупный выкуп. Нику предстоит освободить дочь своего босса и остаться в живых в войне, разразившейся между группировками.

В реальности, которую нам показывает Ди Лео нет места “благородным” мафиози – фильм начисто лишен каких-либо положительных персонажей. Абсолютно все герои последовательно предают и подставляет друг друга. Единственная жертва в картине – похищенная девушка – и та оказывается развратной наркоманкой, получающей удовольствие от произошедшего.
Что касается актерских работ, то это безусловно бенефис Генри Сильва. Часто мелькающий в еврокрайме актер сыграл здесь наверное свою главную роль. Но даже его персонаж вряд ли сможет вызвать симпатию у зрителей.

Очень циничная картина, даже по меркам еврокрайма.

3)

Rabid Dogs (1974) реж. Mario Bava

Один из последних фильмов Марио Бавы.
Желая доказать критикам и продюсерам, что он умеет идти в ногу со временем и его рано списывать со счетов, признанный мэтр итальянских фильмов ужасов и giallo снимает eurocrime. Причем снимает так, как это принято в рамках жанра – жестоко и без своего традиционного визуального лоска и стиля. В результате фильм получился абсолютно непохожим на его остальное творчество.

Банда грабителей убегает от полицейской погони и берет в заложники семейную пару с маленьким ребенком. Вместе им придется найти способ скрыться от преследования.
Фактически весь фильм снят внутри движущегося автомобиля и тут по-настоящему проявляется мастерство и талант режиссера – так умело держать саспенс в таких аскетичных условиях смог бы не всякий.
К сожалению режиссера постигла неудача – продюсер фильма погиб в автомобильной катастрофе и фильм был выпущен через много лет после смерти Бавы…

Однозначно, одна из лучших работ режиссера и один из лучших представителей жанра.
Финальный поворот удивит многих зрителей, хотя ближе к концу можно догадаться, что происходит.

4)

Violent Rome (1975)
Violent Naples (1976)
A Special Cop in Action (1976)

Шикарная трилогия о похождениях бравого комиссара Бетти – итальянского Грязного Гарри, известного своими брутальными методами борьбы с преступностью. Если вы интересуетесь еврокраймом, то можно смело начинать знакомство с жнаром именно с этих фильмов.

Первый и третий фильм трилогии снимал Марино Джиролами, также известный как создатель одного из самых маразматичных зомби-фильмов в истории кино – Zombie Holocaust (1980). Вторую часть режиссировал Умберто Ленци.

Все три картины – это настоящий адреналиновый шок. Почти все экранное время уделено зубодробительному экшену, тогда как с расследованием и процессуальными делами никто особо не заморачивается.
Это очень кровавая и брутальная трилогия, где все без исключения бандиты представлены отборной мразью, не заслуживающей ничего кроме пули в лоб. В этом отношении здесь все очень просто и прямолинейно, поэтому социо-политических рефлексий, что встречаются в некоторых других фильмах жанра, ждать тоже не стоит. Правда всегда на стороне полиции.
Кино зрелищное: в Violent Rome (1975) присутствует потрясающая восьмиминутная автопогоня, а в Violent Naples (1976) Ленци решил перещеголять первую часть и зарядил шикарные гонки на мотоциклах по всему Неаполю. A Special Cop in Action (1976) в этом отношении ничем особенным похвастаться не может, но тоже смотрится прекрасно.

После выхода в прокат Violent Rome (1975), исполнитель главной роли Маурицио Мерли в одночасье стал суперзвездой в родной Италии, а его дальнейшая карьера (увы, непродолжительная) была отныне тесно связана с жанром еврокрайм.
Причем, в первом фильме комиссара Бетти вообще-то убивают, но этот персонаж настолько полюбился публике, что его без лишних вопросов воскресили. Разве логика когда-нибудь останавливала итальянцев? 😉

5)

Live Like a Cop, Die Like a Man (1976) реж. Ruggero Deodato

Продолжая тему Грязного Гарри, нельзя не упомянуть и про этот фильм.

Два напарника, не обремененных моралью и уставом полицейских, последовательно разрешают проблемы и прищучивают к стенке бандитов. Они не церемонятся с выбором методов и действуют по принципу “цель оправдывает средства”.
Начинается картина очень бодро – главные герои пускаются в зрелищную погоню на мотоциклах по всему Риму и с первых кадров видна тяга Деодато к зашкаливающему насилию. Увы, где-то к середине понимаешь, что фильм довольно средненький, но интересным его делает нигилизм и тотальная безкомпромиссность главных героев.

6)

Super Bitch (1973) реж. Massimo Dallamano

Закончить тему аморальных копов я хочу на фильме, который переплюнул вообще всех.

Полицейский инспектор Клифф (Иван Рассимов) любит играть по грязному. Да так по грязному, что самому Гарри Каллахану до него далеко…
Клифф работает под прикрытием – он успешно внедряется в банду наркоторговцев и становится ключевым человеком в организации, организуя транспортировку наркотиков и выполняя различные поручения босса. Но работая на полицию, он при этом не следует правилам и с легкостью занимается мокрухой, убивая неугодных организации людей и не гнушаясь ничем, ради достижения собственных целей. Его беспринципность шокирует с самого начала фильма.
Далее Клифф решает сделать ход конем и подобно герою Иствуда, в фильме Серджио Леоне “За пригорошню долларов”, умело стравливает между собой два клана наркоторговцев и британскую мафию. Все это он делает исключительно ради собственной выгоды и под конец картины граница между копом, бандитом и просто авантюристом в нем окончательно стирается…

Один из лучших представителей жанра.
Я вполне допускаю, что если бы Далламано не перегибал палку со странными персонажами и откровенной эксплутационной спецификой фильма, у него мог бы получиться серьезный фильм о том как под воздействием обстоятельств изменяется человек и ломаются его моральные ориентиры. И глядя на предыдущие работы Далламано, в это легко верится. Но он по этому пути не пошел, поэтому мы имеем просто прекрасный еврокрайм, под завязку набитый перестрелками, обнаженкой и всем тем, за что мы так сильно любим этот жанр.

7)

Almost Human (1974) реж. Umberto Lenzi

Лебединая песня Томаса Милиана.
Милиан играет бандита-психопата, решившего похитить дочку богатого бизнесмена. Картина с ярко выраженными правыми политическими сентиментами: главный герой рассуждает о несправедливости распределения богатства в мире и прочую левацкую муть. Полиция в финале оказывается бессильна посадить за решетку ублюдка и в итоге комиссар полиции берет правосудие в свои руки…

Главный аттракцион фильма – это конечно же герой Милиана. Ему всегда удавалось играть мерзавцев, но это одна из его лучших и самых безбашенных ролей.

8)

The Cynic, The Rat and The Fist (1977) реж. Umberto Lenzi

Сиквел о похождениях коммисара Танци.
Первый фильм назывался Rome Armed To The Teeth (1975) и был звездной солянкой: режиссеру удалось затащить в одну картину Маурицио Мерли, Томаса Милиана и Ивана Рассимова! Это был хороший фильм, но логика повествования там явно хромала и уследить за сюжетом было крайне проблематично.

Вторая часть получилась значительно лучше первой.
Милиан возвращается во второй фильм, но уже в новой роли криминального авторитета по кличке Китаец. Китаец выходит из тюрьмы, организует нападение на комиссара Танци и входит в партнерство с Нью-Йоркским мафиози ДиМаджио (усатый Джон Саксон). Танци чудом спасется от верной смерти и решает сфальсифицировать собственную кончину, чтобы было проще отомстить Китайцу.

Несмотря на то, что это сиквел, картину можно смело смотреть отдельно.
Колоритные злодеи и постоянный экшен ни на секунду не дают заскучать, а проблемы с логическими и сюжетными нестыковками остались в прошлом. Чего еще можно желать?

9)

From Corleone to Brooklyn (1979) реж. Umberto Lenzi

Необычный гибрид из еврокрайма и роуд муви.

Комиссар полиции в одиночку перевозит преступника из Палермо в Нью-Йорк, чтобы тот опознал пойманного в Бруклине мафиози и дал против него показания.
Это очень нестандартная картина для жанра и потому смотрится свежо и интересно.
Приятно видеть, что маэстро Ленци решил завязать с жанром, будучи на пике формы.

10)

Contraband (1980) реж. Lucio Fulci

Лючио “Крестный отец расчлененки” Фульчи отметился всего-навсего одной картиной в жанре еврокрайма, но зато какой картиной!

В Неаполе появляется новый крупный мафиози по кличке Марселец. Он развязывает гангстерскую войну в городе и последовательно убивает местных бандитов, стравливая между собой мафиозные кланы. Наконец, Марселец выходит на связь с оставшимися в живых главарями и предлагает им войти в долю, фактически подмяв под себя всю контрабанду, проходящую через Неаполь.

Снятый уже на излете популярности жанра, фильм про разборки неаполитанских контрабандистов получился самым кровавым и безкомпромисным за всю историю жанра. Если в других картинах жанра все сцены изуверств снимались не очень подробно и режиссеры явно не пытался их смаковать, то Фульчи в своем фильме получает настоящее садистское удовольствие от разлетающихся мозгов и вываливающихся кишок.

Фильм не для слабонервных, но тот кто высидет до конца получит массу удовольствия от хорошо закрученного сюжета про неаполитанских контрабандистов.

Leave a comment
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии