Архангельская область ч.1

Соловки

Свое путешествие по Архангельской области я начал с посещения Соловецких островов.

Со времен моей поездки по Вологоде и окрестностям, я хотел вновь вернуться на русский север и побывать на Соловках. И вот наконец созрел план объединить эту поездку с путешествием по Архангельску и области.

Я собрал рюкзак, взял палатку, горелку и приготовился к увлекательному путешествию.

Примерно в шесть утра поезд из Санкт-Петербурга домчал меня до депрессивного города Кемь, откуда отходят паромы на Соловки.

Паромы на острова ходят два раза в день: в 8:00 и 12:30 с причала поселка Рабочеостровск. Стоимость в одну сторону – 1000 рублей, время в пути – 2 часа в зависимости от погоды. Также между островами и материком курсируют частные катера – встреченный на вокзале паренек сказал мне, что едет на частном монастырском катере, который отправляется в 7 утра.
Основной контингент посещающих – это обычные туристы, но есть и паломники и трудники (люди, работающие при монастыре на добровольной основе).
Возможность добраться до островов гидростопом я не проверял.

На автобусной остановке я встретил китайца Ли, отправляющегося на Соловки.

Китаец мало того что путешествовал в одиночку по всей России (из Пекина в Мурманск), но еще и прекрасно говорил по-английски. Встретить одинокого англоговорящего китайца – это как увидеть единорога. Обычно я встречаю одиночных корейцев и японцев, а китайцы всегда путешествуют в группе и уж точно не говорят по-английски.

Всю дорогу мы беседовали. Я рассказывал про свой недавний опыт путешествия по Китаю, а он мне про свой по России. Ли много интересного рассказал про Китай, иероглифы и жизнь за китайским файерволом.
Пролистывая фотки на айфоне, я добрался до бульвара звезд в Гонконге – это такое подобие аллеи звезд в Голливуде – где увековечивают память азиатских звезд. Ли увидел у меня фотку плиты с именем Майкл Хуй и удивленно спросил, знают ли его в России. Я объяснил ситуацию 😉
Я спросил, правда ли, что китайцы считают русских нацией войнов; он ответил, что – да. Значит не обманули меня ребята, с которыми я бухал в Сицзяне.

На пароме было большое количество скандинавов.

Сопровождающие нас чайки украли у Ли булку.

По прибытии на Соловки мы пошли искать ему дешевое жилье.

Ткнувшись в пару гостиниц и хостелов я обнаружил, что на Соловках действуют какие-то совершенно идиотские правила: если человек вселяется в двух- или трехместный номер, то он обязательно должен доплачивать за пустующие койки. Кто и зачем придумал это идиотское правило – не известно, но администраторы рассказали, что этот маразм ввели год назад.
Пришлось искать жилье у частников. Был найден очень неплохой вариант за 800 рублей в день. Хозяйка, увидав Ли, рассказала, что у нее почти каждый год гостит семья китайцев, которым в свое время очень понравились Соловки.
На этом мы расстались и я пошел в кэмпинг ставить палатку. За все два дня моего пребывания в кэмпинге ко мне так никто не подошел и не спросил плату.

Соловки – это архипелаг, состоящий из шести крупных и приблизительно семидесяти небольших островов.

Карта:

Общественный транспорт на Соловках почти отсутствует – я видел какие-то редкие автобусы. Проще всего передвигаться по острову на велосипеде, либо пешком.

Главная достопримечательность островов – это безусловно Соловецкий монастырь.

На закате здесь особенно красиво

Все в лесах и неспешно ремонтируется.

В монастыре когда-то была тюрьма. Отдаленность и труднодоступность Соловецких островов сделала их местом ссылки задолго до коммунистов. Соловецкая монастырская тюрьма существовала с XVI до начала XX века и была закрыта лишь в 1883 году.
Внутри есть небольшая экспозиция, с фотографиями и исторической справкой. Жуткое зрелище. Страшно подумать, что кому-то могла прийти в голову идея превратить монастырь в тюрьму…

Также рядом с храмом находится лавка, где продают монастырский квас. Это самый лучший квас, который я когда-либо пил. В магазинах продают какое-то полнейшее фуфло.
Еще в продаже имеется монастырский мармелад.

Погуляв по монастырю я отправился пешком на остров “Большая Муксалма”. Идти до него примерно 11 км.
Дорога ужасная.

Часть пути на Муксалму и вовсе проходит вот по таким “дорогам”.

Эти фото даже подписывать не надо – сразу видно, что действие происходит в России 😉
Местные говорят, что такая дорога здесь была всегда.

Только на таких машинах и можно ездить

Наконец показалась валунная дамба.

Устав Соловецкого монастыря запрещал вблизи от жилья монахов живородящую скотину, потому монастырский скотный двор был основан на острове. Пролив, разделяющий острова Б.Соловецкий и Муксалму, затруднял сообщение между островами и в середине XIX века началось строительство дамбы-моста, длиной около 1 км, с широкой проезжей частью.

Если пройти по дамбе еще пару километров, то упираешься в полузаброшенный скит.

Хозяйственная деятельность монастыря обусловила строительство специализированных скитов, на территории которых заготавливались различные продукты. Их на острове большое количество.
Я постучал в дверь, попросил питьевой воды и пошел обратно.

При большом желании на Соловках наверняка можно придумать себе развлечений на неделю. Это тихое, приятное место и я вполне вижу, что сюда можно приехать на длительный срок. Я же, после одной проведенной ночи почувствовал, что посмотрел все самое интересное и пора возвращаться.

Изначально я планировал добраться до Архангельска из Соловков, но оказалось, что паромное сообщение между ними почти полностью отсутствует. Соловки хоть и являются частью Архангельской области, но проще до них добраться из Карелии. Перелет самолетом исключался как дорогостоящий и поэтому я вернулся на пароме в Кемь, а оттуда поехал в Архангельск по железной дороге.

Прибыв в Рабочеостровск я пошел на остановку вместе с остальными туристами.
Ждем автобуса.

Расписания у меня на руках не было, но подошедшие люди сказали, что ждать транспорта бессмысленно. Вот это типичная Россия – паром с островов прибывает в 21:00, а последний автобус ушел где-то 15 минут назад… Где здесь логика? Нет, чтобы немного подвинуть расписание.
Скинулись на такси.

Я поужинал в местной столовой и пошел на вокзал.
Мой поезд отправлялся рано утром и я решил заночевать прямо на вокзале: постелил пенку, положил рюкзак под голову и прямо так и заснул. Ночью мне периодически мешала собака, которая подходила и обнюхивала меня и мои вещи. Пришлось ее спугнуть специально купленной анти-собачьей пугалкой.