Архангельская область ч.4

Кенозерье

Кенозерский национальный парк расположен в юго-западной части Архангельской области, на стыке Плесецкого и Каргопольского районов.
В парке около 300 озер, но размерами выделяются два – Кенозеро и Лекшмозеро. Оба озера давно обжиты людьми, а в окрестностях сохранилось много памятников архитектуры.

Каждое утро (примерно в 11:40) из Плесецка в парк ходит маршрутка. Сначала едем до Конево, затем по сельским тропам до деревни Вершинино – “столицу” Кенозерья.
Приехав в Вершинино, первым делом я заглянул в информационный центр, чтобы купить карту местности и узнать про туристические тропы. Я планировал пройти пешком по транскенозерской тропе и добраться из северного сектора парка в южный, но не знал в каком состоянии находится этот маршрут – в интернете про него почти нет информации. Мужик в офисе тоже оказался не очень полезен – по всей видимости тропа не пользуется популярностью у туристов и он про нее знал очень мало. Ну что ж, придется идти в неизвестность.
Расспросив про прочие маршруты и достопримечательности, я оплатил завтрашнюю экскурсию по южным берегам Кенозера и пошел искать жилье.
Ночевать в местных гостиницах мне не хотелось, а идти в кемпинг было далековато, поэтому я поселился у местных жителей, в деревенском домике.

Помимо природы, главная достопримечательность парка – это знаменитые кенозерские часовни, разбросанные по берегам озер. Нигде в России нет такой концентрации часовен, как в Кенозерье – на сегодняшний день их сохранилось около 40 штук!

Никольская часовня возвышается над поселком Вершинино.

Сегодня никаких экскурсий не планировалось, поэтому я заплатил одному из сотрудников парка, чтобы поездить по интересным местам в северной части Кенозера.

В Кенозерье продолжают жить люди.

На берегах озера до сих пор осталось много деревень, но не все они сегодня живы. В 60-х годах большевиками было принято решение об их расселении: если деревня признавалась неперспективной, то жителей переселяли в более крупные поселки и города. Так берега Кенозера начали постепенно пустеть.

Глазово.

На противоположном берегу – Федосино.

Внутренное убранство часовни.

Тут же недалеко Рыжково.

На следующий день началась экскурсия. Туристы собрались на причале, сели в Зарю и поехали осматривать достопримечательности. По пути экскурсовод рассказала, что год назад Андрей Кончаловский снимал в Кенозерье фильм “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына”.

Сначала высаживаемся на остров Медвежий.

Часовня.

Дальше причаливаем в Зихново.

Здесь сохранился аутентичный поморский дом-двор, не вывезенный в Малые Корелы.

Деревенская часовня

Небеса этой часовни – самые древние в Кенозерье.

Финальный пункт нашего небольшого тура – Тарышкино.
Здесь находится 2 часовни, спрятанные в лесу. Одна из них – часовня “Крест” – является самой маленькой в России.

Вторая, наоборот, одна из самых крупных в Кенозерье.

На этом экскурсия закончилась, но мне было не очень удобно начинать маршрут из Тарышкино. Я попросил капитана сделать еще одну незапланированную остановку и высадить меня в селе Горбачиха, благо, оно было недалеко.

Причалив к Горбачихе, я зашел в единственный жилой дом деревни, чтобы спросить дорогу.
Сестры Ирина и Татьяна встретили меня чаем с пирожками. Оказалось, что обе снимались у Кончаловского. Режиссер на память даже подарил им свою полную коллекцию фильмов и автобиографию.

Мы начали обсуждать съемки фильма и творчество Кончаловского и я задержался в гостях на полтора часа дольше, чем планировал.
Позже выяснилось, что в Горбачихе тоже есть красивая часовня, но я ее каким-то образом упустил из виду.

Сестры пожелали мне удачи в пути и сказали, что дальше дороги фактически нет и сами они ей ни разу не пользовались.
Транскенозерская тропа – это маршрут, протяженностью 27 км. Он проходит по исторической дороге, по которой шло освоение территории древними новгородцами в 12-14вв.

На сегодняшний день тропа действительно находится в очень запущенном состоянии:

По пути есть пара развилок, но нигде нет указателей

Также мне неоднократно приходилось искать заросшую тропу, чтобы не сбиться с пути.

Теряться мне было крайне нежелательно, потомучто МТС в Кенозерском парке не ловит. Я был без связи с внешним миром.

Кто-то оставил ботинки.

Приходилось брызгаться спреем каждые 15 минут, иначе комары и мошки съели бы меня заживо.

Пару раз встречались туристические стоянки. По идее, ночевать разрешено только здесь. Вчера в туристическом офисе мне пришлось оплатить одну ночевку в парке, но по пути я так и не встретил ни одного проверяющего.

Наконец на горизонте появился Порженский погост. Слава богу – значит я не сбился с пути и не заплутал.

Почайковав со строителями, восстанавливающими погост, я пошел дальше.
Ближе к вечеру я пришел в Думино, где проживали волонтеры, облагораживающие окружающую среду. Мы вместе поужинали, я поставил палатку рядом с их домом и лег спать.

На следующий день я наконец вышел в Масельгу, затем поймал попутку и доехал в деревню Морщихинская – южную столицу парка.