Сегодня я бы хотел рассказать о двух очень любопытных фильмах.
Сценарий к обеим картинам написал одиозный коммунист Далтон Трамбо, который прославился тем, что был одним из первых голливудских леваков, попавших в черный список. Трамбо хоть и был убежденным сталинистом, но талантом обладал огромным. Про черные списки и всю ту ложь, что про них распускают, я уже писал, как впрочем и про самого Трамбо. Рекомендую ознакомиться, чтобы лучше понимать контекст происходящего и не вестись на откровенную ложь.
Режиссером фильмов тоже выступил один человек — Джозеф Х. Льюис. Если вы не киноман, то это имя вряд ли вам что-то скажет. Льюис всю свою карьеру прозябал во втором эшелоне, снимая дешевые Бэшки. Его стихией были нуары и вестерны, а недостаток бюджета и плоскость сценариев он мастерски компенсировал операторской работой и чувством стиля. Выражение «style over substance» идеально к нему подходит.
Gun Crazy (1950)
Главный герой с раннего детства обожает оружие. Также у него присутствуют явные эмоциональные нарушения и частые проблемы с законом. По возвращении из армии друзья отводят его в парк с аттракционами, где он встречает девушку своей мечты, которая работает в этом парке и любит оружие не меньше, чем он. Вскоре они женятся и пара начинает вереницу дерзких грабежей.
Фильм фактически положил начало поджанру о сладкой парочке, которая бежит от закона. Бонни и Клайд во многом списан с этой картины. История о двух социопатах в бегах хоть и стала клише в наше время, но смотрится все равно свежо и интересно. Главный козырь фильма — это его безукоризнення операторская работа. Например знаменитая сцена ограбления банка снята одним непрерывным кадром с заднего сиденья автомобиля. При этом камера не просто зафиксирована на одном месте, а постоянно движется и выбирает разные ракурсы, добавляя накала страстей.
Создается полнейший эффект присутствия; за эти несколько минут зритель как будто бы сам участвует в преступлении.
Terror in a Texas Town (1958)
Фильм начинается очень эффектно: под тревожную музыку высокий блондин идет по главной улице города. Он идет на дуэль с загадочным незнакомцем, облаченным в черное. Но в руках у нашего героя не пистолет, а громадный гарпун…
По сюжету крупный бизнесмен Эд МакНейл решает завладеть обширными землями в окрестностях Города Прерий. Однако не все фермеры готовы расстаться со своими участками, поэтому МакНейл нанимает профессионального убийцу. Одно показательное убийство должно вразумить самых несговорчивых, однако в самый неподходящий момент в город приезжает сын убитого фермера и решает отомстить обидчикам.
Это был последний фильм в карьере Льюиса (после этого он ушел на ТВ), поэтому он наплевал на черный список и возможные последствия, сняв сценарий Трамбо. Опальный коммунист Трамбо безусловно черпал вдохновение из своей ситуации: главный герой фильма — это одиночка, противопоставляющий себя коррумпированной системе. А его намек на то, что большой и страшный капиталист нещадно эксплуатирует свой статус и давит пролетариат, тоже нелья не заметить. Тем не менее, фильм замечательный. Я очень много писал о вестернах (как итальянских, так и американских) и с уверенностью могу сказать, что это один из лучших вестернов категории Б. Простенький и непритязательный, но зато невероятно эффектный. Таким и должно быть хорошее малобюджетное жанровое кино.