Больше всего Грозный напоминает какой-то арабский эмират, нежели Северный Кавказ.
На въезде из Дагестана дорога превращается в шикарную шестиполосную трассу, а гаишники моментально сменяются на брутальных бородатых мужиков в черных очках. Бардачности и аутентичности, присущей соседним республикам здесь нет и в помине.
Проезжая город Гудермес увидел, что на одном из фасадов здания написано что-то вроде «спасибо Рамзану Ахматовичу за все-все-все» и обязательная приписка «Ахмат — сила».
Ахмат — это грозненский футбольный клуб и в Чечне постоянно встречается его логотип:
Клуб назван в честь Ахмата Кадырова, фото которого можно лицезреть почти везде. Мне Иорданию напомнило — там тоже везде фото короля.
За всем этим внимательно наблюдает Путин:
У него здесь даже есть собственный проспект.
Грозный в войну был сильно разрушен; сегодня фасадная часть города сделана хорошо — все чистенько, куча ресторанов, кафе и магазинов. Невооруженным глазом видны инвестиции в экономику республики.
Правда весь этот лоск выглядит искусственно, да и гуляя по улицами у меня сложилось ощущение, будто людей сюда тоже заселяли искусственно, заставив наслаждаться жизнью.
Нравы тут очень консервативные — все ходят в брюках. А вот девушки одеты по разному: часто накрашены и далеко не всегда ходят с покрытой головой.
Судя по всему, жизнь тут не очень сладкая и вся эта консервативность на людей давит. В Дагестане один даргинец, работавший в органах, рассказал, что чеченцы приезжают в Махачкалу «на море», а потом сидят в номерах и пьют водку. Не знаю правда это или нет, но действие всегда рождает противодействие.
Я почти ничего не буду писать про Чечню, потомучто словил тут фиговый вайб и толком ничего не посмотрел. Как-то так сложилось, что Грозный сам по себе город неуютный, да и люди мне сплошь попадались какие-то мрачные и неприветливые. Я даже в горы решил не выезжать, а сразу поехал дальше в Ингушетию.
Вид с обзорной площадки.
Достраивают огромный торговый центр Грозный Молл.
Чеченцы и ингуши — это братские народы и кухня у них фактически одна: максимально простая, но зато сытная.
Главное блюдо — мясо с галушками. Галушки варят в кипящей подсоленной воде и кладут на тарелку вместе с куском вареного мяса. К ним обязательно подают один или два соуса.
Чепалгаш — лепешки с начинкой, покрытые растопленным сливочным маслом.
Вообщем поехал я дальше в Ингушетию.
Назрань — это не город, а скорее огромное село, в котором глазу не за что зацепиться.
Зато можно излечиться от джиннов.
Гуляя по частному сектору даже не скажешь, что Ингушетия — один из самых бедных регионов России.
В 1994-м году рядом построили Магас — это самая молодая столица в РФ.
Он больше напоминает город:
Но что-то мне подсказывает, что как и любой другой город, построенный искусственно, а не органично выросший из села/порта/перевалочного пункта, он вряд ли комфортен для жизни.
В Магасе построили Башню согласия — обзорную площадку и этнографический музей в одном флаконе.
Чтобы забраться наверх нужно долго идти по периметру башни. Лифта тут нет.
Мемориал «Девять Башен». Там же внутри находится музей депортации.
В 1944-м году советское руководство депортировало ингушей и чеченцев в степи Казахстана и Киргизии. Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а часть районов отошла Северной Осетии, Дагестану и Грузии. Официальной причиной депортации назывался коллаборационизм, антисоветская деятельность и бандитизм, но какая была настоящая причина — неизвестно. Совок в очередной раз перемалывал народы и перекраивал границы.
Вот кстати чем мне понравилась Чечня и Ингушетия, так это тем, что здесь нет это дебильного совкодрочерства и уж тем более никто не любит Сталина.
В 50-е годы ингуши, вернувшись на родные земли, обнаружили там осетин, которые наотрез отказались уезжать. С тех пор тлеет многолетний осетино-ингушский конфликт. Мне явно дали понять, что в Ингушетии никто забывать об этом не собирается и территориальные претензии до сих пор актуальны.
Как видите башенный мотив важен в вайнахской культуре.
Главные красоты Ингушетии безусловно находятся на юге, в горах.
Все расположено очень компактно, поэтому если далеко не залезать, можно посмотреть буквально за один день.
Христианский храм Тхаба-Ерды. Долгое время ингуши были язычниками, затем христианами, а потом приняли ислам.
Вовнушки. Ну прямо вылитый Властелин Колец.
Рядом склеп, который очень похож на осетинский Даргавс.
Эгикхал.
Цей-Лоамский перевал — обязательная остановка для фото.
Эрзи.
Вдалеке видны еще башни. Как только в долине появлялся чужак, все об этом оперативно узнавали.
Раньше рядом с башнями были села и связь поколений не прерывалась. Но после депортации и последующего возвращения ингуши осели на равнине.
Сейчас в горах поселится почти не реально — там одна большая погранзона напополам с заповедником.
Кому-то удалось построить дом рядом со своей родовой башней. Тейпы следят за своими башнями и каждый год стараются их подрихтовать/прибрать в окрестностях.
Ингушетия красивая, но пришло время ехать дальше.
Спасибо за интересные посты о поездке на Кавказ. На последнем фото из Ингушетии видны высокие горы явно выше 4000 м, среди них гора с округлой вершиной, это Казбек (5033 м)?
Фиг знает, но вроде похож 😉
погуглил картинки «вид на Казбек из Назрани», да, это явно Казбек, потом по карте посмотрел вершины правее его на снимке. Итак, на фото видны Top5 Казбек 5033 м, Top7 Джимарайхох 4780 м, Top11 Шаухох 4636 м. Я был недавно в Осетии и из Владикавказа ездил в Кармадонское и Куртатинское (Фиагдонское) ущелья, но Казбек так и не увидел, да даже вершину Джимарайхох не видно из долин и со склонов ниже 2500 м. Эх, надо было на равнину выезжать в хорошую погоду.
Zamechatelnie photki.
Какой функционал у измерителя ветра? Там аэропорт поблизости? ;>
Там прямо под боком вертолетная площадка.