Традиционные киноитоги года. 2022-й выдался довольно слабым на хорошее кино, поэтому приходилось собирать буквально по крупицам.
ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ
Top Gun: Maverick
Замечательный сиквел к культовому фильму. Сиквел уделывает оригинал по всем параметрам, кроме разве что саундтрека. В первом фильме вообще кроме атмосферы и музыки ничего особо не было: экшена кот наплакал, да и снят он был плохо, в основном через крупные планы пилотов.
В сиквеле развернулись на всю катушку: актеры летают в настоящих истребителях и мы можем наслаждаться натурными съёмками, а не компьютерной графикой с хромакеем. Фильмы про авиацию только так и надо снимать. Положа руку на сердце, это кино больше фан сервис, да и полеты в облаках тут все-таки не такие впечатляющие как, например, в Рыцарях Неба. Но фильм все равно замечательный.
Barbarian
Очень необычный и свежо снятый хоррор. Саспенс нагнетается, главные герои в меру тупые и раздражающие и все это снято очень динамично и с огоньком. Режиссер постоянно умудряется удивлять зрителя.
Сказка для старых
Дебют в кино Романа Михайлова — ученого-математика и писателя.
Фильм-притча про трех братков, которых посылают на задание — найти Мулю, который скрылся с воровским общаком.
Очень сильно влияние фильма Чужая (2010) и творчества Балабанова (причем как раннего, так и позднего). Если честно, то я не очень люблю подобное иносказательное кино, но тут меня конкретно зацепило. Уж не знаю, что тому виной, но фильм западает в память и душу.
До сих пор не понимаю о чем было это кино, но посмотреть однозначно стоит.
ХОРОШО
Bullet Train
Прикольный ультрастильный и ультракровавый комикс про наемных убийц в поезде. В кои-то веки приятно посмотреть не римейк и не сиквел, а оригинальный фильм со своим особенным лором.
Снято очень сочно и красиво, правда не скажу, что легкий и шутливый тон фильма хорошо сочетается со всей этой расчлененкой. Но фильм в целом достойный, отличный представитель жанра экшен и совершенно точно стоит с ним ознакомиться.
Day Shift
Очень и очень неплохой боевичок про охотника на вампиров. Отдельно отмечу хореографию боев — снято интересно, динамично и со знанием дела. Нету этого типичного мельтешения и каши на монтаже.
Фильм конечно клишированный, но мне понравилось. Как бодренький экшен на вечерок — отлично зайдет. Юмор тоже не напрягал, не знаю почему на этот фильм так набросились критики. Лично я бы с удовольствием глянул сиквел.
Babylon
Я прекрасно понимаю критиков, разделившихся в оценке этой картины.
Это фильм про ранний Голливуд и переход от немого кино к звуку. Картина сделана с огромной любовью, азартом и не стесняется показывать самые нелицеприятные стороны голливудской жизни. Порой даже кажется, что режиссер чересчур много смакует весь этот дебош и разврат. В общем перед нами любимый жанр голливудских киношников — кино про самих себя. Но назвать это одой профессии и чествованием людей, создавших Голливуд, даже как то язык не поворачивается. Скорее это вскрытие пороков и горькая правда жизни индустрии. Вот такое странное признание в любви.
Фильм очень динамичный, мы как будто занюхали дорожку кокаина вместе с главными героями и теперь вместе прожигаем жизнь. Абсолютный декаданс от начала и до конца, но мне фильм понравился. Очень уж хорошо он бьет по моим киноманским триггерным точкам.
Единственное, что не очень получилось — это любовная линия Мэнни и Нелли. Она получилась скомканной, плохо проработанной и как будто даже лишней. Ну и типаж у Марго Робби уж очень современный, совсем она не тянет на актрису из ревущих 20-х.
Fall
Неплохой survival про двух девушек, забравшихся на вышку посреди пустыни.
Была даже пара моментов, когда потели ладони — это признак того, что фильм про высоту и экстрим снят правильно.
The Banshees of Inisherin
Меланхоличная комедия про двух лучших друзей, живущих далеко от цивилизации, на каком-то Богом забытым ирландском острове в 20-х годах прошлого века.
Фильм смешной, но очень минорный — так наверное может снимать только Мартин Макдонах. На фоне бушует гражданская война и ссора двух друзей — это видимо аллюзия на нее. Тут вообще много символизма, недосказанности и размышлений о вечном.
Хороший, мрачный, смешной и медитативный фильм. Удивительная смесь!
Glass Onion: A Knives Out Mystery
Вторая часть похождений частного детектива Бенуа Бланка. Восприятие фильма наверное будет зависеть от вашего настроения. С одной стороны, режиссер ни на секунду не дает заскучать. Ритм очень бодрый, актеры хорошие и никаких провисаний нет. Можно хорошо провести вечер.
С другой стороны, если начинаешь задумываться о сюжете, то возникает ощущение, что нас немного обманули. Что-то похожее я испытал с Hateful Eight Тарантино — там тоже в середине фильма вдруг из ниоткуда вводится новый персонаж и все переворачивается с ног на голову. Это довольно нечестный прием, особенно для классического детектива в духе Агаты Кристи. Фишка подобного кино в том, что нам дают вводные и мы весь фильм вместе с детективом пытаемся разгадать личность убийцы. А такие приемчики нас этой возможности лишают. Да и многие сюжетные вводные здесь откровенно притянуты за уши, хотя на это закрыть глаза чуть проще.
Вообщем если сильно не загоняться на этот счет, то фильм неплохой.
ТАК СЕБЕ
Triangle of Sadness
Черная комедия про то как очень богатые пассажиры на люксовой яхте попадают в шторм и оказываются на необитаемом острове. Также вместе с ними на острове оказываются бедняки из обслуги этой самой яхты. Дальше начинается традиционная история про «из грязи в князи» и про то как все статусные маркеры мгновенно испаряются, когда дело касается выживания.
Есть действительно прикольные и забавные моменты, но фильм насквозь вторичен и банален. Каждый сюжетный ход здесь просчитывается наперед. Но повторюсь — кино местами действительно забавное.
All Quiet on the Western Front
Не читал книгу, но смотрел одноименный телевизионный фильм 79-го года. Мне тогда в память ничего особенного не запало.
В новой экранизации очень смачно сняты бои и передана атмосфера пиздеца и бессмысленности войны. Сам фильм слишком затянутый и в середине ощутимо проседает. Лавры главного антивоенного фильма про Первую Мировую он вряд ли получит (лично для меня — это Uomini contro (1970) и Paths of Glory (1957)), но для того, чтобы прочувствовать фактуру войны в окопах — самое то.
The Northman
Тема викингов меня никогда особенно не интересовала, но фильм в общем и целом неплох. Раздражает лишь Николь Кидман, которая со своей пластикой совсем смотрится не к месту в этом средневековом сеттинге. Под настроение зайдет, но опять же, сама тема викингов меня не особо трогает.
Blonde
Очень неоднозначный фильм. Я давно ждал эту картину, потомучто обожаю творчество Эндрю Доминика, но на этот раз у него скорее не получилось.
Это не стандартный байопик про очередную голливудскую знаменитость, а скорее размышление на тему. Много фактологии, но и много придумано. Довольно тягучее, авангардное и местами очень мрачное кино. Доминика упрекали в том, что Монро в его интерпретации — это истеричка с «daddy issues». Но если честно, то мне кажется, что он недалеко ушел от истины.
Фильм очень на любителя и если честно, то мне кажется, что лучше бы Доминик снял что-то конвенциональное. Если вышеописанное вас заинтриговало (и не забывайте про хронометраж — 2 часа 46 минут), то можно посмотреть. Но на свой страх и риск.
X
Сочная стилизация под Техасскую резню бензопилой. Снято действительно очень красиво. В нынешний век, когда все снимают на цифру, я очень часто ловлю себя на мысли, что режиссеры и операторы вообще не запариваются с визуальным аспектом. А тут все простенько и со вкусом — глаз радуется.
Фильм долго запрягает и потом медленно едет. Стандартный и наискучнейший слэшер. Прекрасные актеры хоть как-то вытягивают картину, но смотреть здесь абсолютно не на что.
Pearl
Приквел к Х, на этот раз стилизация под Волшебника страны Оз. Проблемы те же самые, что и у Х — очень долго и муторно. Режиссер умеет работать с визуальной составляющей, но по-моему совершенно не попадаетв ритм, необходимый для хоррора. Внимание зрителя надо держать, а не усыплять.
Amsterdam
Дэвид О. Рассел опять собрал ансамбль шикарных актеров, дал им интересных и объемных персонажей и вроде бы даже поместил историю в очень любопытный исторический контекст. Но все вместе это плохо работает (причем я бы так описал большую часть творчества Рассела). Много событий, диалогов и мельтешения на экране, но составные части этого кино гораздо интереснее конечного результата.
The Unbearable Weight of Massive Talent
Местами забавный актерский капустник, есть даже несколько очень смешных моментов. Ник Кейдж как всегда прекрасен, но мне кажется, что его талант в последние годы тратится впустую — именитые режиссеры побаиваются его к себе звать.
The Menu
Черная комедия/триллер про шеф-повара, решившего удивить своих богатых клиентов необычным меню.
Фильм был бы замечательным, если бы сценаристы хоть немного продумали мотивацию и предысторию повара. Кто он? Зачем он это сделал? Нам напрашивается самый очевидный вывод, что он решил нести возмездие и наказать все это сборище пафосных богатеев, у которых куча скелетов в шкафу. Но фильм в эту сторону не идет и просто ставит нас перед фактом свершенного действия. На мой взгляд, это очень ленивый прием и явная недоработка сценария.
Посмотреть разок можно, но без второго дна это кино лично для меня так и останется проходняком.
Emancipation
Фильм про беглого раба.
Чем-то напомнил The Revenant (2015) — Уилл Смит, как и герой Леонардо Ди Каприо, очень упорно весь фильм бежит за Оскаром.
Снято крайне брутально, реалистично и без прекрас. К сожалению кино не трогает за живое, потомучто сложно ассоциировать себя с главным героем. Понятно, что это обычный неграмотный раб, но хотелось бы хоть как-то поглубже погрузиться в его жизнь. Также крайне сомнительное решение было сделать цветокоррекцию с выкрученной в нуль насыщенностью. Это ведь Луизиана летом — там солнце палит, зелень, болото и жара. А в черно-белой картинке это все теряется.
Все-таки лучшие фильмы про североамериканское рабство — это The Roots (1977) и Goodbye Uncle Tom (1971). Последний, даже несмотря на всю свою эксплуатичную сущность, смотрится бодро и по делу. А Emancipation на один разок — глянуть и забыть. Правда сцена борьбы с аллигатором — это реально круто. Наверное только этим он и запомнится на долгие годы.
ГОВНО
Tár
История о том как знаменитая женщина-композитор постепенно приходит к полному краху карьеры.
Режиссер показал мир академической музыки на редкость скучным, стерильным и пафосным. Сама по себе история довольно бессмысленная, потомучто никакой особой морали тут тоже нет — просто жизнь героини летит в тартарары. Кейт Бланшет прекрасно играет, но мы так и не узнаем о ней ничего по-настоящему важного — в частности почему она именно такая, какая есть.
Претенциозное говно.
Troll
Кинг Конг / Годзилла на норвежский манер — с огромным троллем, крушащим Осло. Идея сама по себе забавная, но норвежского колорита тут на удивление довольно мало. Каждая сцена — это буквально калька с любого американского фильма про огромного монстра. Все на сто процентов предсказуемо, а потому скучно.
Ambulance
Майкл Бэй снял довольно малобюджетный и камерный экшен, ну разумеется по меркам Майкла Бэя 😉
Я надеялся, что это будет что-то в духе Pain & Gain, когда Бэй не был скован студией и ваял как Бог на душу положит. Но получился фильм Speed (1994) для бедных — вроде и снято красиво, фирменно по Бэйевски, и фишки необычные визуальные есть, но фильм вообще не тащит. Я в какой-то момент глянул на таймер и с ужасом обнаружил, что прошел всего час хронометража. А мне казалось, что кино уже скоро начнет заканчиваться 😉
Очень душное клишированное говно. Бэй как мне кажется вообще устарел и плохо вписывается в нынешнее время.
Казнь
Видно, что снимал клипмейкер — красивая операторская работа и много стиля в каждом кадре.
Сам фильм мне категорически не понравился и я его выключил где-то на середине. Я бы понял, если бы подобное кино снял какой-нибудь европейский или американский режиссер на Западе — не зная советской фактуры, просто задавить нарратив визуальными выкрутасами, создав эдакий альтернативный Совок а-ля Готэм. От российского режиссера все-таки ждешь чего-то большего. Подобное кино про маньяков всегда выезжает на реализме, а тут я вообще не понимаю в какой стране это все происходит и по каким законам оно все там работает. Лично мне это очень мешало смотреть.
Batman
Визуально очень стильно и красиво, гораздо сочнее и атмосферней фильмов Нолана. А вот по содержанию до Нолана тут как до Луны — персонажи средненькие и не интересные (причем как положительные, так и отрицательные герои). Риддлер вроде еще туда-сюда, а вот Пингвина почти не было — вместо него плохишом назначили какого-то невзрачного мафиози. Ну что за бред?
Но главная проблема — это конечно же сюжет; сия итерация Бэтмена — это довольно унылый детектив, а должен был быть комикс с колоритными злодеями. К середине картины у меня интерес почти пропал и я досматривал просто по инерции.
Everything Everywhere All at Once
Главная героиня узнаёт о том, что обладает способностью видеть версии себя из параллельных вселенных и получать доступ к воспоминаниям и навыкам других версий самой себя.
Я всегда за эксперименты и смелые решения и этот фильм по началу вселил надежду, что мы увидим что-то необычное. Первые 30-40 минут было и вовсе прекрасно, но потом веселье резко прекратилось, потомучто я банально устал следить за мельтешением на экране. Должно же быть чувство меры, ей-богу, а тут просто вываливают на зрителя какой-то сумасшедший, невменяемый винегрет из вообще всего.
Был большой потенциал, который потонул в потоке сознания режиссера.
Three Thousand Years of Longing
Насколько трейлер был интересным и интригующим, настолько же скучным оказался фильм.
Большую часть времени нам рассказывают историю жизни Джинна и то как он три раза попадал в заточение в лампу. Под конец начинается невнятная история любви.
Все это обильно сдобрено дешевой компьютерной графикой, которая лишь отвлекает, а не помогает погрузиться в эту сказочную историю.
Clerks III
Финальная часть культового инди-фильма Кевина Смита.
Либо я стал старше и мне все эти ужимки и приколы больше не интересны и не смешны, либо Смит окончательно растерял свой талант и все на что он способен — это делать унылый и плоский фан-сервис.
Правда я уже давно смотрел первые две части. Как знать, может они мне сейчас тоже не понравятся.
В третьем фильме главные герои начинают снимать фильм про самих себя, а когда начинаются подобные мета/постмодернистские приемчики, это явный намек на то, что сценарист поисписался и новых идей нет.
Видимо фиаско с Tusk (2014) надломило Смита и он уже больше ничего интересного не снимет…
А жаль, мне и Tusk и Red State очень нравятся.
Bardo, False Chronicle of a Handful of Truths
Иньярриту решил забабахать собственный 8 1/2. Когда режиссеру бьет моча в голову и приходит такая идея — пиши пропало. Всегда получается какая-то пафосная, невнятная и заунывная хрень. Этот фильм не исключение. Переживания и внутрення рефлексия режиссера на экране, но кому она вообще нужна?
Порадовал оператор Дариус Конджи, который весь фильм подражает Эммануилу Любецки. Получилось красиво и это наверное единственная причина смотреть этот высер.
Avatar: The Way of Water
Кэмерон решил войти в одну реку дважды — второй Аватар почти полностью повторяет сюжет первого. Правда у первой картины был нехилый WOW фактор — нас удивили потрясающей графикой и 3д, с головой окунув в насыщенный и яркий сказочный мир. Тут уже ничем не пытаются удивлять, разве что теперь мы из леса перекочевали под воду.
Красиво, компьютерная графика на высоте, но сюжет буквально напичкан самыми незатейливыми клише. Я где-то на десятой минуте и вовсе понял, что мне глубоко наплевать на жизнь и разборки синих человечков. Первый фильм поражал воображение и потому так хорошо сработал, сиквел лишь наводит скуку.
Забавно, что мои любимые фильмы этого года попали в ваши рубрики «хорошие», «так себе» и «говно», но не в «лучше»))
На вкус и цвет 😉