На данный момент мною отсмотрено около 130 спагетти-вестернов. Я очень люблю этот жанр, поэтому переворошив кучу фильмов, решил сделать топ лучших картин, чтобы новичкам было проще ориентироваться в этой бездне материала.
Этот пост можно рассматривать в качестве небольшого путеводителя по жанру.
Данный топ полностью исключает картины Серджио Леоне, потомучто они все шедевральны и смотреть их стоит в любом случае – даже если вы не поклонник спагетти-вестернов.
ГЕРОИ
Итак, начнем.
В спагетти-вестернах были очень популярны франшизы о похождениях героев. Стоило фильму собрать внушительную кассу, как продюсеры тут же начинали клепать продолжения.
Джанго
Django (1966) собрал огромную кассу по всему миру. Популярность этого вестерна была настолько высока, что ушлые продюсеры не применули навариться на его успехе. Было снято много неофициальных сиквелов с именем “Джанго” в названии, но еще больше существует различных альтернативных названий фильмов, которые с Джанго вообще никак не связаны. Т.е. буквально вышла какая-то картина, а ее прокатывают не под оригинальным названием, а обзывают как-нибудь в духе “They Call Him Django”. Особенно этим грешили немецкие прокатчики.
Официальный сиквел у фильма всего один – Django Strikes Again (1987). Франко Неро вновь исполняет главную роль, за режиссерским креслом сидит халтурщик Нелло Россати, а фильм очень сильно напоминает картины про Рэмбо.
Это не самый плохой вестерн (бывают намного хуже), но при этом абсолютно бессмысленный и ненужный. Продолжение опоздало лет эдак на 20, поэтому если смотреть, то только для галочки.
Также существует более-менее официальный приквел Viva Django (1968) от режиссера Фердинандо Бальди.
В этой картине собирался играть сам Франко Неро, но к сожалению что-то там не сложилось и роль отошла Теренсу Хиллу. Получился неплохой вестерн, но не более того.
Остальные фильмы про Джанго довольно убогие и не интересные. Что-то лучше, что-то хуже, но в общем и целом – смотреть на свой страх и риск.
Сартана
Сартана – очень колоритный персонаж. Это Джеймс Бонд на диком западе: он одевается исключительно в черное, любит различные гаджеты, а его главная цель – это деньги. Мораль, справедливость и прочие глупости ему не интересны, главное – нажива.
Первую картину снял Джанфранко Паролини и она же является лучшей. Позже было выпущено 4 официальных сиквела, под режиссурой Джулиано Карнимео. Ну и конечно еще существует с десяток неофициальных продолжений разной степени убогости.
Сабата
Сабата – это фактически тот же Сартана. Он тоже одевается в черное, тоже любит технические приспособления, позволяющие изощренно убивать соперников и тоже обладает просто-таки нечеловеческими способностями, не поддающимися логике. Проще говоря, возьмите фильм про Сартану и умножьте все его компоненты на два.
Официальных фильмов вышло три (все за авторством Джанфранко Паролини). Первый фильм – прекрасен (см. ниже), а на остальные можно не тратить время.
Ринго
Персонаж Ринго – наверное самый непримечательный из всех. Он умело обращается с оружием, любит деньги, периодически острит и в общем и целом никак особо не выделяется из тысячи других персонажей спагетти-вестернов.
Тем не менее, оригинальный фильм был очень популярен и можно даже сказать, что вестерн про Ринго закрепил сумасшедший успех картины Серджио Леоне и всем стало очевидно, что появился новый сверх-популярный жанр – спагетти-вестерн.
Официальных фильма всего два – A Pistol for Ringo (1965) и The Return of Ringo (1965). Оба сняты режиссером Дуччио Тессари, причем “сиквел” никакого отношения к первому фильму не имеет.
Также The Return of Ringo (1965) может похвастаться одним из лучших саундтреков в истории спагетти-вестернов. Заглавная песня может даже потягаться с Django (1966).
Тринити
Тринити – это непутевой стрелок (Терренс Хилл), у которого есть брат-здоровяк Бамбино (Бад Спенсер). Они очень любят драться в салунах и постоянно ввязываются в неприятности.
Дилогия фильмов о похождениях Тринити (They call me Trinity (1970) и Trinity is still my Name (1971)) в буквальном смысле реанимировала жанр спагетти-вестернов и дала ему вторую жизнь. Оба фильма собрали огромную кассу и породили новый подвид вестернов – комедийный спагетти-вестерн.
Естественно, тут же появилось огромное количество подражателей и наглых копирований. Наиболее очевидный и беззастенчивый рип-офф – это два фильма про Карамболу (Carambola (1974) и Carambola’s Philosophy: In the Right Pocket (1975)), в которых два главных героя похожи на Хилла и Спенсера как две капли воды. Правда смотреть за их кривляниями совершенно невозможно.
Я очень не люблю комедийные вестерны и подробнее про этот поджанр написано ниже.
Незнакомец
Франшиза о Незнакомце ничем особенным не выделялась, разве что необычной уязвимостью главного героя. Он хоть и был списан почти под чистую с Иствуда, но при этом был очень живой, уязвимый и невезучий. В каждом фильме его мучили и выбивали всю дурь, а сам Незнакомец никогда не брезговал грязными приемчиками: с удовольствием стрелял исподтишка и в спины, ну и вообще в этом смысле был более человечным, чем многие другие герои спагетти-вестернов.
Сюжет этой франшизы очень схематичен и всегда следует одной и той же формуле: Незнакомец приезжает в какой-то городок, ввязывается в неприятности, потом его мучают и пытают, а под конец он в одиночку противостоит огромной банде.
Выпущено 4 официальных фильма, но я настоятельно рекомендую к просмотру лишь третью часть – The Silent Stranger (1968), о похождениях Незнакомца в Японии. Ниже будет рецензия.
ТОП 10 ЛУЧШИХ СПАГЕТТИ-ВЕСТЕРНОВ.
Порядок следования фильмов значения не имеет.
1)
Death Rides a Horse (1967) реж. Джулио Петрони (Giulio Petroni)
Хрестоматийный спагетти-вестерн на тему мести. Он настолько идеален, что его можно принять за эталон и смело штамповать копии. Картина обязательна к просмотру, даже если вы не очень любите вестерны.
Квентин Тарантино обожает этот фильм и видно, что он очень сильно повлиял на его творчество. Финальный сюжетный поворот просчитывается с самого начала, но получать удовольствие от фильма это никак не мешает. По совместительству, одна из лучших ролей Ли Ван Клифа в кино.
Что касается режиссера, то своим дебютом в жанре вестерна, Петрони заявил себя как очень талантливого творца, но в дальнейшем, к сожалению, не оправдал надежд. Петрони довольно значимая фигура в жанре спагетти-вестерноа и талантливый режиссер, но на мой взгляд он не может полностью реализовать потенциал собственных картин. Так что Death Rides a Horse – это его лучшая картина и если нет желания сильно углубляться в дебри жанра, то можно посмотреть лишь этот фильм и со спокойной совестью поставить точку в его фильмографии.
2)
The Grand Duel (1972) реж. Джанкарло Санти (Giancarlo Santi)
Отличная динамичная картина, которая под конец умудряется нагнать нешуточных страстей. По ходу фильма постоянно меняются «плохие парни» и почти до самого конца нету четкого разделения на то, кто здесь хороший, а кто плохой. Актерские работы сильны, а персонажи очень колоритны: Ли Ван Клиф как всегда прекрасен, а из остальных актеров особенно выделяется Клаус Грюнберг в роли жестокого гея, облачающегося исключительно в белый цвет и надевающего белые перчатки, прежде чем совершить очередную резню.
Обратите внимание на год – 1972. Жанр уже почти полностью умер, а Джанкарло Санти несмотря ни на что удалось снять один из лучших спагетти-вестернов. Этот режиссер за свою карьеру снял всего-навсего 3 картины и на каком-то этапе даже должен был снимать “За пригорошню Динамита” с Серджио Леоне в качестве продюсера, но по каким-то причинам это сотрудничество не сложилось.
Что послужило поводом забросить карьеру режиссера мне совершенно не понятно, потомучто судя по The Grand Duel у него был большой талант и светлое будущее среди жанровых режиссеров своего поколения.
Так что увы, но нам остается наслаждаться лишь этой его работой.
3)
A Bullet for the General (1966) реж. Дамиано Дамиани (Damiano Damiani)
В самый разгар революции, молодой американец случайно присоединяется к мексиканской банде, занимающейся кражей оружия. Эта случайная встреча на самом деле является хитро спланированной операцией, а американец оказывается иностранным агентом, внедренным в банду, чтобы убить одного из лидеров мексиканской революции.
Лучший политический вестерн в истории кино.
И хотя фильм является ярким представителем левой идеологии, мне кажется, что получить удовольствие от картины смогут абсолютно все, независимо от политических предпочтений. Как-никак главная тема фильма – это непродажность, верность самому себе и своим идеалам, а это близко каждому человеку.
Разумеется, левая пресса сразу стала вовсю превозносить эту картину и фильм даже прокатывали в СССР (“Золотая пуля”). К сожалению, талантливый режиссер Дамиано Дамиани не часто обращался к этому жанру, отдавая предпочтение криминальному кино.
Если после просмотра будет совсем тошно от левых сентиментов, то рекомендую к просмотру The Bounty Killer (1966) – это дебют Томаса Милиана в спагетти-вестернах и довольно правая по своей идеологии картина.
4)
Day of Anger (1967) реж. Тонино Валерии (Tonino Valerii)
Довольно нестандартный представитель жанра, в котором больше драмы, нежели экшена.
История про опытного охотника за головами, который решает взять опеку над молодым неудачником, подметающим улицы родного города, и сделать из него первоклассного стрелка. Типичная для жанра история учителя и ученика, которая под конец разворачивается в рассказ о нелегком моральном выборе и противостоянии бывших друзей.
5)
The Great Silence (1968) реж. Серджио Корбуччи (Sergio Corbucci)
Редкий представитель т.н. снежного вестерна (из этой оперы вспоминается лишь A Taste of Death (1968), да Cut-Throats Nine (1972)).
На этот раз действие происходит в штате Юта, во время Великой Метели 1899-го года, когда Соединенные Штаты засыпало снегом от Калифорнии до Флориды. Выжженые поля и пустыни сменяются на метели и заснеженные горы, а чтобы прокормиться, бедняки собираются в шайки и промышляют грабежом. Власти назначают награды за их головы и вскоре маленький городок Snow Hill становится меккой для охотников за головами.
Уникальный по своей красоте фильм. Идея снять вестерн в зимний период до этого почти нигде не использовалась и именно Корбуччи ввел моду на “снежные вестерны”. Помимо визуальной составляющей это еще и фильм с сильным политическим подтекстом. Корбуччи никогда не скрывал своих левых взглядов и периодически вплетал свою идеологию в фильмы. В The Great Silence (1968) он на стороне бедных и обездоленных, вынужденных воровать, чтобы хоть как-то прокормиться, тогда как правительство и капиталистические наемники – это несомненное зло. Оставим это на его совести, тем более, что режиссер он очень талантливый, а фильм можно спокойно смотреть, даже не подозревая про политическую подоплеку.
Актерский ансамбль великолепен. Кински как всегда неподражаем в роли плохиша (чуть ли не лучшая его роль за всю карьеру), а Жан-Луи Трентиньян играет очень необычного анти-героя.
Его зовут Молчун, из-за поврежденных в детстве голосовых связок. Он зарабатывает на жизнь в качестве наемника и живет согласно личному кодексу: никогда не браться за оружие первым, провоцируя своих противников выхватывать пистолет. Таким образом, все его убийства классифицируются как самооборона. Он убивает исключительно охотников за головами, потомучто именно эти люди ответственны за убийство его родителей и собственную немоту.
На очередное дело его нанимает Паулин, жена убитого мормона, погибшего от рук Локо – безжалостного убийцы по найму, который получает особое удовольствие от истязания и умерщвления своих жертв.
The Great Silence (1968) – это безусловно шедевр жанра, вдохновившей не одно поколение режиссеров. Этот фильм стоит смотреть не только поклонникам спагетти-вестернов, но и всем кто любит хорошее кино.
P.S. Забавно, что немота главного героя появилась только потомучто Трентиньян, будучи большой звездой европейского кинематографа, согласился на съемки в спагетти-вестерне только при условии, что за весь фильм ему не придётся произнести ни слова.
6)
Compañeros (1970) реж. Серджио Корбуччи (Sergio Corbucci)
Один из лучших спагетти-вестернов в принципе. Если вы не знаете с чего начать знакомство с жанром, начните с Компанерос – не прогадаете. Здесь есть абсолютно все: ансамбль из шикарных актеров и огромная доза экшена.
Компанерос очень сильно напоминает предыдущую работу Корбуччи – The Mercenary (1968). Оба фильма относятся к поджанру про мексиканскую революцию (т.н. “zapata westerns”) и очень сильно похожи друг на друга. Отличие на самом деле одно – The Mercenary более оптимистичный фильм и у режиссера еще есть надежда на революцию и светлое будущeе, тогда как в Companeros надежды уже никакой нет (явное последствие провала 68-го года в Париже). Также в Companeros гораздо сильнее проявляются левые взгляды режиссера и его поддержка революционных настроений. В остальном, это легко взаимозаменяемые картины.
Лично мне больше нравится Компанерос, но только потомучто я посмотрел его первым.
7)
The Big Gundown (1966) реж. Серджио Соллима (Sergio Sollima)
Самый зрелищный и политически ангажированный фильм Соллимы.
Охотник за головами Джонатан Корбетт (Ли Ван Клиф) невероятно популярен среди местного населения. Он переловил почти всех бандитов в Техасе, а его популярность настолько высока, что местные власти предлагают ему карьеру в политике. Но прежде чем сменить значок шерифа на кресло сенатора, высокопоставленные лица поручают ему последнее задание – поймать молодого мексиканского крестьянина (Томас Милиан), который обвиняется в убийстве и изнасиловании.
Корбетт идет по его следам, но крестьянин слишком хорошо знает местность и постоянно ускользает из рук шерифа. Игру в кошки-мышки приходится наблюдать почти весь фильм и только под конец открываются истинные мотивы этого задания. Корбетт оказывается в сложном положении – пойти на поводу у властей, но стать очень богатым и влиятельным политиком, либо плюнуть на богатства и сделать то, что правильно.
Сценарий писал известный итальянский левак Франко Солинас, который до этого отметился работой над Bullet For A General (1966), The Mercenary (1968) и Tepepa (1969), поэтому настроения в фильме соответствующие: злые капиталисты-эксплуататоры и добрые бедняки-крестьяне.
Одна из лучших ролей Ли Ван Клифа, за пределами фильмов Серджио Леоне.
8)
Face to Face (1967) реж. Серджио Соллима (Sergio Sollima)
Один из самых психологичных спагетти-вестернов.
Тихий профессор истории (Жан-Мария Волонте) отправляется на юг, чтобы подлечить здоровье. Там он случайно втягивается в жизнь банды преступников и открывает в себе доселе-неизведанную жажду насилия. Вскоре, под воздействием обстоятельств и своего нового окружения, он превращается в их вожака, а вот бывший предводитель (Томас Милиан), наоборот, задумывается о своей жизни и решает измениться.
Соллима специально все перевернул с ног на голову, а неожиданная рокировка персонажй дает интересный материал для исследования скрытых человеческих инстинктов и мотиваций.
9)
Sabata (1969) реж. Джанфранко Паролини (Gianfranco Parolini)
Персонаж по имени Сабата – это фактически копия Сартаны. Он тоже одевается в черное, тоже любит технические приспособления, позволяющие изощренно убивать соперников и тоже обладает просто-таки нечеловеческими способностями, не поддающимися логике. Проще говоря, возьмите фильм про Сартану и умножьте все его компоненты на два.
Первый фильм в трилогии (Sabata (1969), Adiós, Sabata (1970), Return of Sabata (1971)) – самый лучший и интересный. Ли Ван Клиф как всегда неподражаем, а его пистолетные дуэли поражают воображение своей изощренностью. Кроме него в фильме полным-полно колоритных персонажей, много сюжетных поворотов, ну и конечно зашкаливающий экшен. Самый настоящий спагетти-вестерн без тормозов!
Недостатков почти нет, разве что кому-то может быть не по вкусу картонное насилие, которым режиссер обильно поливает зрителя.
10)
Shango (1970) реж. Эдуардо Мулагриа (Edoardo Mulargia)
Гражданская война окончена, но майор конфедеративных войск Дростер не намерен сдаваться. Его войска заняли маленький мексиканский город и, опьяненный своей безнаказанностью, майор не собирается складывать оружие и терять былую власть. А чтобы новость об окончании войны не дошла до местных жителей, он убивает единственного телеграфиста в городе и вешает вину на Шанго – техасского рейнджера, попавшего в плен, при попытке оповестить майора о конце войны.
Но Шанго умудряется бежать из заключения и заручается поддержкой местных жителей, чтобы наконец свергнуть тирана, захватившего город.
Я знаю, что мало кто поддерживает мою точку зрения, но на мой взгляд, это один из лучших вестернов.
Эта картина подтверждает наблюдение, что даже у посредственных режиссеров бывают моменты гениальности. Простенький сюжет о незавидной судьбе приграничного городка превращается в жуткую историю о том как власть развращает человека.
Насилие здесь ужасает и не служит поводом для очередной дуэли.
Сам по себе Шанго – персонаж очень интересный. Это не очередной анти-герой, которыми полон жанр спагетти-вестерна, а человек с обостренным чувством долга и справедливости. Он очень уязвим и по ходу картины часто совершает ошибки. Если взять фильмы о Незнакомце, но убрать оттуда весь юмор и иронию, то получится Шанго – классический герой поневоле и одна из лучших ролей Энтони Стеффена за всю его карьеру.
На другом конце спектра выступает Майор, в великолепном исполнении Эдуардо Фахардо. Актер, показав на экране сумасшедшую одержимость властью, сумел сохранить тонкий баланс и не стать карикатурным злодеем.
И конечно великолепна концовка – мрачная и трагичная, даже по меркам спагетти-вестернов, она не оставит равнодушным ни одного зрителя.
Теперь парочка картин, не попавших в мой топ, но определенно заслуживающих внимания:
The Dirty Outlaws (1967) реж. Франко Розетти (Franco Rossetti)
Преступник скрывается от смертной казни и, будучи в бегах, встречает на своем пути умирающего солдата. Тот на последнем издыхании рассказывает ему про своего слепого отца и огромное состояние золота, что старик прячет у себя. Наш герой решает войти в доверие слепца, маскируясь под его мертвого сына, и украсть золото.
Вскоре к старику приезжают другие бандиты в поисках золота, но главный герой так сильно привязывается к новой семье, что между ними вспыхивает конфликт.
Очень хороший и незаслуженно забытый вестерн. Розетти до этого работал сценаристом и приложил руку ко многим достойным картинам жанра. Как результат, дебют у него получился отличный: с сильным сценарием и интересными персонажами.
Главное отличие фильма в том, что насилие тут не просто на потеху зрителя, оно действительно трагичное и заставляет сопереживать героям. Например, сцена издевательства над слепым – очень пронзительная и неприятная. Нечасто встретишь в спагетти-вестернах такой накал страстей.
Шикарный фильм, не зря его так любит Квентин Тарантино.
10.000 Dollars for a Massacre (1967) реж. Ромоло Гуэррьери (Romolo Guerrieri)
Неофициальное продолжение Джанго и наверное один из самых нигилистичных вестернов, что я видел.
На этот раз Джанго – это циничный охотник за головами, которого интересуют исключительно деньги.
Однажды ему предлагают взяться за Мануэля – безжалостного преступника, который терроризирует людей в округе, но Джанго отказывается из-за недостаточно большой суммы вознаграждения. И даже когда богатый землевладелец пытается нанять Джанго, чтобы тот вернул ему похищенную дочь и убил похитителя, наш герой решает переждать, пока тот не совершит больше преступлений. Логика железная – цена за бандита вырастит в несколько раз и можно будет хорошо навариться (его цель – заработать 10 000$).
Дальше становится еще интереснее. Соблазненный большими деньгами и разочарованный недостаточной оплатой за свои труды, Джанго решает присоединиться к банде Мануэля и грабануть дилижанс…
Но в процессе ограбления бандиты убивают будущую жену Джанго и дело приобретает новый оборот. Теперь его не интересуют деньги, ему нужна только месть.
Вряд ли в каком другом вестерне цинизм главного героя достигал таких высот и был так всеобъемлющ. Мне кажется, что данная инкарнация персонажа Джанго – это наиболее яркий пример морали и представлении о добре и зле в спагетти-вестернах. Здесь нет однозначно положительных или отрицательных героев. Весь фильм “положительный” герой беспокоится исключительно о деньгах и только под конец меняет мотив.
Добавьте к этому странные, гомоэротчиные намеки между двумя главными персонажами и получите первоклассный вестерн.
КОМЕДИИ
В 69-м году стало очевидно, что жанр уперся в стенку – все что только можно снять, уже сняли, а зрителей на очередной вестерн затащить было крайне проблематично.
Ситуацию спасла вторая режиссерская работа Энцо Барбони – They call me Trinity (1970). Барбони, до того как стать режиссером, работал оператором на многих спагетти-вестернах и очень не любил насилие в жанре, поэтому в его версии вестерна он решил скрестить комедию и экшен.
Фильм собрал такую огромную кассу, что продюсеры ринулись снимать комедии. А после выхода сиквела (Trinity is still my Name (1971)), который собрал в прокате еще больше денег, всем стало очевидно, что жанр вошел в новую фазу.
Феноменальный успех фильмов про Тринити оказал очень двойственный эффект на спагетти-вестерны. С одной стороны, жанр по любому дышал на ладан и если бы не Тринити и новая волна комедий, то все бы закончилось гораздо раньше. А с другой стороны, я с большим трудом могу назвать хотя бы несколько достойных картин из этого поджанра.
Я очень не люблю комедийные вестерны (на мой взгляд, они все не смешные и убогие), поэтому ограничусь рекомендацией лишь двух фильмов.
Начнем с того, что дилогия о похождениях Тринити мне совершенно не нравится – она не смешная и если первая часть хоть как-то держит внимание зрителя, то вторую я даже не смог досмотреть до конца. На мой взгляд, с Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером есть гораздо более интересный вестерн – God Forgives, I Don’t (1967). Правда это никакая не комедия, но если вам по душе сей актерский дуэт, то обязательно стоит ознакомиться.
А что касается комедий, то я советую посмотреть My Name Is Nobody (1973) – красивое прощание с жанром, под руководством Серджио Леоне. Здесь много ярких, запоминающихся сцен и отличные актерские работы (особенно хорош Генри Фонда), хотя с юмором и многочисленными гэгами могли бы знать меру.
Другая картина, которая меня действительно рассмешила и доставила удовольствие – это The White, the Yellow, and the Black (1974) режиссера Серджио Корбуччи. Фильм повествует о приключениях трех героев – шерифа, учтивого разбойника и японского самурая (явная попытка навариться на успехе Red Sun (1971)).
На удивление, это очень неплохой фильм. Он конечно крайне глупый и олицетворяет собой все то, что я так сильно ненавижу в комедиях, но в данном случае я готов сделать исключение.